Это сложный техно­логичный бизнес. Маржинальность брокерских услуг высока

 

В целом рынок частных инвестиций бурно растет. Насколько я знаю, на Московской бирже уже больше 2 млн клиентов открыли счета, но это все равно очень мало. Есть потенциал роста на порядок, где–то в 10 раз, для того чтобы добраться, например, до уровня Китая.
Соответственно, предоставление брокерских услуг — это очень хороший способ монетизации для компаний, у которых есть своя абонентская база. Маржинальность такого бизнеса явно выше, чем банковского, поэтому он будет более привлекателен для клиентов. Но надо понимать, что это очень сложный высокотехнологичный бизнес, и очевидно, что не каждый игрок с улицы может этим заняться.
Сейчас сотовые операторы в своих целях используют продукты аффилированных компаний. Видимо, у них появилась договоренность по разделению выручки. По сути, это выглядит так, что операторы не хотят брать на себя слишком много инвестиционных рисков, поэтому разделяют их с профильными игроками.
Что касается "МегаФона", то его партнер, "БКС–брокер", был первопроходцем сотрудничества со сторонними банками, например с банком "Тинькофф". Правда, потом "Тинькофф" получил лицензию самостоятельно. Видимо, теперь "БКС–Брокер" хочет использовать свои компетенции в совместном развитии бизнеса с непрофильными партнерами, которые не могут получить собственную лицензию.
Будет ли какой–то эффект от подобного сотрудничества, пока сложно сказать. Многое зависит от того, как такие продукты будут развиваться и регулироваться. Например, сохранятся ли льготы, будут ли налоговые вычеты на инвестиции. Также важно рассчитывать, сколько нужно потратить на маркетинг, сколько — на разработку самого продукта.
И тут возникает много разных факторов. Потребность вкладывать деньги у граждан есть, но интерес к банковским депозитам снизился. Увеличились страховые отчисления банков, и это бремя легло на самих вкладчиков. Вместе с тем ставки по депозитам в прошлые годы в принципе упали. Но государство заинтересовано в том, чтобы рынки капитала были развиты, поэтому власти предоставляют льготы.
В совокупности баланс интересов смещается в сторону биржевых продуктов. Если до недавних пор Россия с точки зрения развития финансового рынка была страной с банковской моделью, где вкладчики, как правило, несли деньги под депозиты, то теперь наша страна в инвестиционном плане развивается по пути Соединенных Штатов. Крупные компании размещают свои облигации, а домохозяйства напрямую выходят на этот рынок и покупают ценные бумаги. В целом я думаю, что такая модель более эффективна. И, видимо, те, кто предоставляет налоговые стимулы, тоже так считают.
Если резюмировать — в инвестиционных мобильных приложениях все зависит от того, как это будет реализовано на уровне исполнения интерфейсов, а также, в частности, на уровне риск–менеджмента. Надо понимать, что поскольку риски таких инвестиций выше, чем просто по депозитам, то и ответственности у компаний будет больше.
Тимур Нигматуллин, аналитик "Открытие Брокер"