08:0819 февраля 201908:08
173просмотров
08:0819 февраля 2019
Когда мы говорим о том, что Россия не может быть рассмотрена как оптимальная юрисдикция для криптоактивов, мы немного лукавим. В настоящее время все страны находятся практически в одинаковом положении. Мы просто не знаем нюансов правового регулирования в других странах, и нас по–прежнему влечет зарубежье.
Рассмотрим в качестве примера Швейцарию. Она создала криптодолину, собирается развивать блокчейн–проекты. Но кто назовет хотя бы одну компанию, которая получила разрешение FINMA и открыла так называемый "криптовалютный" счет в швейцарском банке? Таких компаний нет. На Мальте, в Сингапуре и Гибралтаре практически такая же ситуация. Весь мир подчинен общим стандартам безопасности, навязываемым FATF. И, сколько бы нам ни говорили, что криптовалюту готовы приветствовать в других странах, мы должны понимать: ни одно государство мира сейчас не может создать оптимальные условия для конвертации крипты в фиат по одной простой причине: стандартов безопасной конвертации нет. Пока FATF не определится с тем, что криптовалюта может безопасно сосуществовать с традиционной финансовой системой, ни одна страна не сможет гостеприимно открыть двери для нее. Мы всегда будем вынуждены работать из–под полы. 95% средств, используемых в мире для оплаты наркотиков, порнографии, проституции и иных преступлений, проходит через систему криптовалют. При этом в большинстве случаев это биткоин. Какая международная финансовая разведка в этих условиях позволит развивать криптовалюту в любой юрисдикции?
Тем не менее в России предпринимаются попытки создать правовое регулирование для криптовалют. Есть законопроекты, на которые следует обратить внимание. Первый из них — закон о краудфандинге. Он был подготовлен в правительстве. Одна беда: тот, кто писал криптовалютную часть этого законопроекта, не читал других законопроектов на эту же тему, которые лежат в Госдуме. Таким образом, при всем уважении к правительственным разработчикам, мы должны признать, что это колесо не поедет: оно квадратное.
Следующий законопроект — о цифровых финансовых активах. На сегодняшний день в Минфине есть около 10 концепций этого документа для внесения его во второе чтение. Но пока в них нет понятия "майнинг" и нет слова "криптовалюта". Есть упоминание о некоей единице операционного учета, под которой разработчики, видимо, понимают криптовалюту. Когда вы прочтете законопроект, вы не поймете ничего. Это значит, что, если этот законопроект будет принят, завтра мы не увидим свободную криптоэкономику в России. А есть большая вероятность, что он будет принят, поскольку его поддерживают Центробанк РФ и Минфин. Тогда Россия окажется в изоляции.
Альтернатива — законопроект, который внесен РСПП. Очень надеюсь, что в экспертном сообществе концепция именно этого законопроекта получит поддержку. Ее суть в том, что все цифровые активы делятся на три группы: криптовалюты, токены и цифровые ценные бумаги. Ценные бумаги регулируются соответствующим законодательством, а криптовалюты подлежат регулированию законодательством об организаторах и участниках биржевой торговли. Этот законопроект уже нашел поддержку Росфинмониторинга. Я предлагаю всем участникам цифрового сообщества скооперироваться и поддержать этот законопроект, показав, что мы готовы соблюдать все правила, связанные с идентификацией, противостоять всем рискам жить в правовом поле, не смотря в бинокль на другие юрисдикции.
Элина Сидоренко, руководитель Legal Lab Центра блокчейн–компетенций Внешэкономбанка