На нарушителей закрывают глаза не только ГАИ, но и владельцы торговых объектов.
Госавтоинспекция возбудила 5,6 тыс. административных дел за парковку на местах для инвалидов в Петербурге в 2018 году — на 20% меньше, чем годом ранее, сообщили "ДП" в региональном управлении ГИБДД. Чаще всего права инвалидов–автовладельцев нарушались в исторической части города. "УГИБДД не ведет статистику с привязкой к адресам, однако наибольшее количество правонарушений по указанной статье выявлено в Адмиралтейском, Петроградском, Василеостровском, Фрунзенском и Центральном районах Санкт–Петербурга", — добавили в ведомстве.
Городские парковки сегодня удовлетворяют потребность лишь 16% всех запросов инвалидов и маломобильных групп граждан. Из 6,7 тыс. машино–мест в зоне платной парковки, а также на перехватывающих и городских стоянках под социальный автотранспорт по закону отдано 10%. При этом только в 2018 году город выдал 4,1 тыс. разрешений на бесплатную парковку для лиц с инвалидностью, говорит начальник пресс–службы СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт–Петербурга" Дарья Фазлетдинова.
Под прикрытием
Легче всего нарушителям укрыться на парковках торговых объектов и бизнес–центров, куда редко наведываются сотрудники ГАИ. Десятая часть этой зоны — у входа в здание — также предназначена для автомобилей льготников.
"У службы эвакуации ГИБДД есть утвержденные маршруты контроля и передвижения. Периодически они приезжают на территорию торгово–развлекательного центра и эвакуируют автомобили, которые оставлены на проезжей части в зоне действия запрещающих знаков или на стоянках для инвалидов", — говорит Андрей Должиков, исполнительный директор ТРК "Лето" на Пулковском шоссе.
У ТРК "Лето" одна из крупнейших в Петербурге парковок. Две стоянки на 3,1 тыс. машино–мест загружены на 70% в будние дни и на 95% — в выходные. Места для инвалидов — только на 10%. "Чаще всего владельцы автомобилей жалуются на проблемы с поиском места на передней парковке. В настоящий момент мы работаем над изменением этой ситуации", — отмечает Андрей Должиков.
Незамеченными для автоинспекции остаются и другие общественные места. Представитель отеля "Коринтия Санкт–Петербург" на Невском пр. сообщила, что их объект оборудован внутренней парковкой на 32 места, два из которых предназначены для инвалидов. "Прецедентов с ГИБДД не было: у нас камерный, домашний паркинг", — добавила она.
В некоторых торговых центрах для использования льготного места посетителю необходимо предъявить подтверждающие документы на инфо–деске. Таковы правила, например, в объектах финской строительной компании SRV — это торговые центры "Охта Молл" и "Жемчужная Плаза".
"Парковка для льготных категорий граждан бесплатная. Однако нужно отметить, что часто эти места заняты обычными гражданами", — говорит Патрик Сьоберг, региональный директор SRV.
Ничего личного
Торговый центр сотрудничает с ГАИ только в случаях, когда брошенный автомобиль представляет потенциальную угрозу для покупателей. Защиту прав инвалидов оставляют заинтересованным жителям. "В этом случае мы просим посетителей информировать ГАИ о нарушениях, так как сами не осуществляем эвакуацию", — объясняет Патрик Сьоберг, отмечая, что у автоинспекции есть свободный доступ на паркинги торговых центров компании.
Парковка — одна из важнейших составляющих крупного торгового центра: чем дальше станция метро, тем выше ее значимость, говорит руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg Игорь Кокорев.
"Эвакуация используется, но тут надо понимать, что, если у посетителя эвакуировали машину у одного торгового центра, в следующий раз для покупок он с большой вероятностью выберет другой. Благо с обеспеченностью рынка современными торговыми объектами больших проблем в Петербурге нет", — добавил он.