Должны ли микропредприятия и индивидуальные предприниматели сдавать отчетность в Росстат и об отходах?
Анна Орлова, налоговый консультант юридической фирмы "Дювернуа Лигал":
Субъекты малого предпринимательства, в частности микропредприятия и индивидуальные предприниматели, подлежат сплошному статистическому наблюдению раз в 5 лет. Последний такой сбор осуществлялся за 2015–й. Следовательно, в следующий раз надо будет отчитаться за 2020–й.
В период между сплошными наблюдениями проводятся статистические обследования только тех организаций, которые попали в специальную выборку. Для микропредприятий и индивидуальных предпринимателей такая выборка проводится ежегодно, перечень обязанных отчитываться за 2019–й субъектов размещен на сайте Росстата.
В то же время все юридические лица, включая микропредприятия, обязаны ежегодно сдавать в органы статистики бухгалтерскую отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним). Ее необходимо представить в бумажном или электронном виде не позднее 1 апреля. За непредставление таких документов в установленный срок на юридическое лицо может налагаться штраф в размере до 70 тыс. рублей, на руководителей или иные должностные лица — до 20 тыс. С 2020–го обязанность по предоставлению бухгалтерской отчетности будет отменена.
Отчетность в органы Росприроднадзора в обязательном порядке сдается организациями, производящими или импортирующими определенные товары, осуществляющими связанную с обращением отходов деятельность, а также теми, кто оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Большинство микропредприятий — в основном непроизводственные организации, которые принято называть офисными. В результате их деятельности образуются так называемые офисные отходы. Они в любом случае должны вести учет такого "мусора", но не обязаны сдавать отчетность. Вести его необходимо в журнале учета образования и движения отходов, в этот документ ежеквартально заносятся данные об утилизируемых отходах. Без этого документа на организацию может быть наложен штраф до 250 тыс. рублей, на индивидуального предпринимателя — до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Отметим, что к микропредприятиям относятся юридические лица со среднесписочной численностью не более 15 человек и доходом не более 120 млн рублей в год.
Какие действия обязан предпринимать руководитель и владелец юрлица, фактически прекратившего финансово– хозяйственную деятельность?
Анатолий Симонов, президент Ассоциации бухгалтеров малых предприятий
Самый простой способ решения такого вопроса — уволить персонал, избавиться от имущества и сдавать нулевые отчеты. Ежеквартально нужно направлять в Фонд социального страхования форму ФСС–4, в налоговую — 6–НДФЛ, расчет страховых взносов и единую упрощенную декларацию об отсутствии объектов налогообложения. Ежегодно каждое юридическое лицо обязано представить бухгалтерскую отчетность в органы статистики, сдать в Пенсионный фонд РФ форму СЭВ–Стаж, в Фонд социального страхования — подтверждение основного вида деятельности. В налоговую инспекцию по итогам года направляются бухгалтерская отчетность, расчет среднесписочной численности и годовая декларация и форма 2–НДФЛ.
Такой вариант выбирает примерно половина фактически не действующих организаций. При этом руководитель не нарушает закон, а компания может в любой момент восстановить деятельность. Услуги бухгалтерского сервиса по подготовке нулевых отчетов стоят от 2 тыс. до 4 тыс. рублей в месяц. Кроме того, иногда даже пустую компанию с положительной историей и без нарушений можно успешно продать. На соответствие так называемого юридического адреса реальному "спящие" фирмы проверяются крайне редко.
Другую половину ставших ненужными организаций просто бросают. С одной стороны, это самый экономичный вариант, не требующий никаких расходов. Со временем налоговая служба сама признает юридическое лицо недействующим и исключит из ЕГРЮЛ. С другой — за несдачу отчетности на руководителя могут налагаться штрафы. Кроме того, владельцы брошенной фирмы рискуют получить отказ в регистрации новой компании или получения статуса индивидуального предпринимателя — легальным бизнесом учредители такой брошенки вправе заняться только через 3 года после исключения ее из реестра.
Еще один вариант, которым пользуется примерно 1%, — ликвидировать юридическое лицо. Без профессионального подхода провести такую процедуру крайне сложно, а услуги юристов обойдутся в 25–50 тыс. рублей. С этого года при наличии квалифицированной электронной подписи за регистрацию ликвидации можно не платить государственную пошлину, хотя она составляет всего 800 рублей.
Обязан ли работодатель платить "зарплатные налоги" (НДФЛ и страховые взносы) при организации в офисе кулера, оплате посещения сотрудниками фитнеса, санаторно–курортного лечения и туристических путевок?
Елена Киселева, менеджер практики налогообложения и юридических услуг EY
Чаще всего предоставление сотрудникам воды в кулерах не влечет налоговых последствий по НДФЛ и страховым взносам. Вместе с тем если компания выдает подчиненным бутилированную воду или кулер установлен в обособленном подразделении, в котором работает один человек, налоговый орган может признать стоимость воды доходом работников в натуральной форме, с которых должны уплачиваться страховые взносы и удерживаться НДФЛ.
Приятным бонусом для работодателя является возможность учесть расходы на приобретение питьевой воды и самого кулера при исчислении налога на прибыль.
В свою очередь, предоставление сотрудникам абонементов чаще всего можно персонифицировать, то есть его стоимость опять же может быть признана доходом подчиненных в натуральной форме со всеми вытекающими налоговыми последствиями. Они не возникают, если работодатель арендует спортивный зал в определенное время для всего персонала или организует тренировки на своей территории, не ведя при этом графика посещений. Удерживать НДФЛ и уплачивать страховые взносы в этом случае не нужно.
Оплата санаторно–курортного лечения и туристических путевок всегда влечет уплату страховых взносов. Со стоимости туристических путевок также необходимо удерживать НДФЛ. А вот санаторно–курортное лечение в соответствующих учреждения на территории России, оплачиваемое работодателем за счет прибыли, налогом на доходы физических лиц не облагается.
Вместе с тем с 1 января 2019 года оплату работодателем санаторно–курортного лечения и туристических путевок сотрудников, их супругов, родителей и детей в сумме до 50 тыс. рублей на человека можно учесть в расходах. Для этого требуется, чтобы место отдыха находилось на территории России, а работодатель заключил с туроператором или турагентом договор о реализации турпродукта.