Нервная реакция. Как рынок отреагировал на введение платной доставки сервисом "Яндекс.Еда"

Автор фото: ТАСС

Сервис "Яндекс.Еда" ввел в Москве и области платную доставку на все категории заказов. В Петербурге она остается бесплатной — по крайней мере пока не будет проанализирован столичный опыт.

По словам гендиректора "Яндекс.Еды" Максима Фирсова, "платная доставка — необходимый этап в долгосрочном развитии бизнеса". Фирсов отмечал, что высокая скорость и надежность доставки стимулируют чаще пользоваться услугой. В пресс–службе "Яндекс.Еды" в ответ на запрос "ДП" отказались раскрыть прогнозы о возможном росте числа заказов в столице, а участники рынка разошлись во мнениях на этот счет.
В Петербург "Яндекс.Еда" пришла летом прошлого года. Компания не приводит точные данные по количеству заказов в городе, уточняя, что в декабре по всему сервису их число достигло 1 млн. Для сравнения: общее число заказов ближайшего конкурента, Delivery Club (принадлежит Mail.Ru Group), в ноябре превысило 80 тыс. в день. По словам эксперта рынка фуд–сервиса российского отделения NPD Марины Лапенковой, сегмент доставки еды в Петербурге в 2018 году вырос на 23% год к году — это быстрее, чем по сумме крупных городов, где доставка за тот же период росла на 11%. "На петербургском рынке в перспективе 2 лет будет постепенно происходить переход к обслуживанию тех слоев потребителей, которые чувствительнее к ценам и делают менее крупные заказы", — говорит аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын. При этом он допускает формирование определенных пользовательских предпочтений, при которых одни клиенты будут выбирать скорость, а другие — минимальную цену.
На вопрос "ДП", планирует ли "Яндекс.Еда" ввести платную доставку в Петербурге, в компании ответили, что будут ориентироваться на результаты работы в Москве. У Delivery Club таких планов нет. "Мы довольно долго приучали пользователей к тому, что хороший сервис доставки — бесплатный", — отметил представитель сервиса. В компании считают важным предоставить возможность клиентам получать еду "быстро и дешево, особенно когда это первый опыт заказа".
Один из крупнейших игроков на петербургском рынке доставки еды Dostaevsky (также работает в Москве) считает, что нововведение "Яндекс.Еды" не поможет сервису увеличить число заказов. "Это может стать трудным периодом, поскольку у клиентов есть альтернатива заказать такие же позиции с бесплатной доставкой напрямую без агрегатора. Придется увеличивать инвестиции в рекламу", — говорит Сергей Разумов, директор по маркетингу Dostaevsky. "Внедрение платной доставки поможет не столько увеличению количества заказов, сколько конкурентоспособности и ликвидности сервиса в целом", — полагают в петербургском сервисе доставки еды из ресторанов Fasteda. В компании называют этот шаг для агрегатора очень логичным. "Сначала они наращивали клиентскую базу с минимальной выручкой, а затем устанавливают свои, выгодные условия работы для выхода на прибыль. Разумеется, при этом они потеряют часть клиентов. Но потеряют только тех, кто изначально не должен был стать их клиентами", — отмечают в Fasteda.
"На столь новом рынке особой необходимости в разнице стратегий нет. Цель сейчас у всех общая — как можно быстрее захватить максимальную долю рынка. Конечно, до тех пор, пока топ–менеджмент не поймет, что в погоне за долей рынка проект просто зря сжигает деньги, после чего и начинаются эксперименты с ценами и оплатами отдельных видов услуг, например доставки", — говорит Делицын. Он отмечает, что предсказать, чем эти эксперименты закончатся в обстановке конкуренции сопоставимых по силе игроков, сложно. "Я бы предположил, что стоимость доставки 39 рублей к потере существенной доли рынка не приведет. Однако, к примеру, реакция в форумах и блогах оказалась куда более нервной, чем я ожидал, и стало ясно, что у некоторых потребителей есть большие сомнения относительно того, кто же на самом деле зря сжигает деньги", — отмечает Делицын. Он делает расчет: "Если "Яндекс.Еда" доставляет 1 млн заказов в месяц, значит, платная доставка принесет компании около 0,5 млрд рублей в год без учета роста. На фоне выручки поискового холдинга, приближающейся к 100 млрд рублей, — это 0,5%, то есть в принципе небольшая, но все же заметная величина".
Эксперт считает, что партнеры не станут отказываться от сотрудничества с "Яндексом", несмотря на все их опасения.