Третьим будет. Как объединение сетей "Красное&Белое", "Бристоль" и "Дикси" отразится на рынке Петербурга

Автор фото: Антон Ваганов
На днях стало известно о сделке, которая рискует стать крупнейшей на российском рынке ретейла в 2019 году, — сети "Красное&Белое", "Бристоль" и "Дикси" объявили о слиянии. Стороны уверяют, что в результате появится третий по обороту розничный ретейлер — после "Магнита" и X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"). Бенефициары "Дикси" и "Бристоля" Игорь Кесаев и Сергей Кациев получат 51% в объединенной компании, а основатель "Красное&Белое" Сергей Студенников станет владельцем 49%. Другие детали сделки стороны не раскрывают. В ФАС сообщили "ДП", что ведомство пока не получало ходатайства от участников соглашения. Как только это произойдет, антимонопольная служба рассмотрит его в установленные сроки. Как объединение может отразиться на рынке Петербурга, разбирался "ДП".

Экспансия неофитов

В настоящее время под торговыми марками "Дикси", "Бристоль" и "Красное&Белое" в России работает более 13 тыс. магазинов. В Петербурге и Ленинградской области суммарно расположено более 600 точек, большая часть из которых работают под брендами "Дикси" и "К&Б" (по данным сайтов компаний, 413 и 224 магазина соответственно).
"Пока предусматривается работа сетей под отдельными брендами, объединение произойдет в рамках оптимизации дистрибуции и логистики. Поэтому рынок Петербурга может и не заметить слияния", — считает аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова. "На петербургский рынок объединение сетей существенно не повлияет", — согласен с ней Алексей Каневский, председатель комитета по экономике московского отделения "Опоры России". Он отмечает, что поведение сети "Красное&Белое" всегда было очень агрессивным во всех регионах. "Важно не то, под какой вывеской работают компании, а как изменится их ценовая политика. В этом смысле "Дикси" и "К&Б" были конкурентами. Если цены теперь будут выравниваться, то, скорее всего, в сторону увеличения", — полагает эксперт.
"У "Красного&Белого" были неприятности перед Новым годом, и, по одной из версий, их заказали конкуренты, а одним из конкурентов как раз является "Бристоль", — рассуждает Александр Мышинский, генеральный директор ГК "Реал". — То есть "Красное&Белое" поглощается. А может быть, это подготовка к обсуждаемой сейчас инициативе продавать в России алкоголь только в специализированных магазинах, как в Финляндии".
На фоне "старожила" ретейла "Дикси" экспансия на петербургский рынок нижегородской сети "Бристоль" и челябинской "К&Б" происходила стремительно. "К&Б" вышла в Петербург в 2017 году, заявив о намерении открыть по одному магазину на каждые 10 тыс. жителей. Первая точка "Бристоль" заработала летом прошлого года. Ни в "К&Б", ни в "Бристоле" не ответили на запрос "ДП" о планах развития на 2019 год.

Не складом единым

"В среднесрочной перспективе (ближайшие 2–3 года) целесообразно сохранение обособленных брендов с целью максимального сегментирования рынка в условиях сложной рыночной конъюнктуры и высокого уровня конкуренции", — считает аналитик "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин. При этом, по его мнению, оба "алкогольных" бренда ("Бристоль" и "К&Б") будут сохранены и впоследствии, вероятно, сегментированы на определенную аудиторию или формат алкомаркетов. Затем, если какой–то из форматов покажет себя неэффективным или его целевая аудитория окажется слишком мала, торговые площади можно будет перебрендировать с минимальными расходами, полагает эксперт. В свою очередь Анастасия Соснова не исключает создания совместной онлайн–площадки по реализации продукции, что может стать дополнительным источником роста для объединенной компании. "Две из трех объединяющихся компаний являются крупными игроками на рынке спиртосодержащей продукции, который демонстрирует высокие темпы роста (10–11% в год). Очевидно, развитие рынка достигло такой фазы, что консолидация бизнеса позволит игрокам не только сохранить доли на рынке, но и последовательно их нарастить при принятии разумной стратегии развития", — замечает Анастасия Соснова.
Осенью прошлого года сообщалось, что "К&Б" решила открыть в Петербурге оптово–распределительный центр, для чего якобы арендовала площади в Парголово. Тогда представитель ретейлера говорил, что сделка пока не завершена, как и строительство складов. В "Красном&Белом" не смогли оперативно ответить на запрос "ДП".

Слово ФАС

Отметим, что помимо ценовой политики "Красное&Белое" и "Бристоль" отличает ассортимент. Кроме алкоголя обе компании продают консервы, чай и кофе, корма для животных и другие товары, что позволяет отнести точки сети к формату "магазин у дома". Чуть скромнее неалкогольный ассортимент представлен у сетей–конкурентов. Речь, в частности, идет о сетях "Норман" и "Градусы", работающих в экономсегменте, а также премиальном "Ароматном мире".
По данным сайта компаний, у них 158, 100 и 204 филиала в Петербурге и Ленобласти соответственно. В "Нормане" и "Ароматном мире" не ответили на запрос "ДП", представитель "Градусов" также не смог оперативно предоставить комментарий о возможном влиянии объединения "К&Б" и "Бристоля" на развитие их сетей в регионах.
Сети "Дикси" и "Бристоль" уже пытались объединиться. В 2015 году "Дикси–Юг" приобрела 31,8% ООО "Альбион–2002" (управляет магазинами "Бристоль") за 1,78 млрд рублей. На тот момент "Дикси" владела 1,2% бумаг алкогольного ретейлера, таким образом, доля компании выросла до 33%. Однако полностью выкупить сеть запретила ФАС России, после чего "Дикси" обратно продала все акции "Бристоля" за 1,83 млрд рублей. В 2017 году выручка ПАО "Дикси Групп" составила 282 млрд рублей, сообщала компания. Выручка ООО "Альбион–2002" (бренд "Бристоль") за указанный период — около 67,45 млрд рублей, следует из данных СПАРК. Сеть "Красное&Белое" была основана в 2006 году. По данным СПАРК, в 2017 году ООО "Абсолют" (управляет магазинами "Красное&Белое") получило порядка 36,99 млрд рублей выручки. В конце 2018 года на складах и в офисах "К&Б" прошли обыски. Сообщалось, что силовики подозревают компанию в обороте контрафакта и неуплате налогов. Однако официальных обвинений по итогам проверок не было.