На излете января — никакой стройной системы в петербургской концертной жизни.
Каждому свое: кому ассирийские молитвы с подзвучкой, кому британский пианист с поп–балладами, а кому и старая–старая сказка про любовь и смерть в режиссуре Дмитрия Чернякова. Да здравствует, как говорится, свобода выбора...
Концертный зал "Мариинский": Полина Осетинская, Мария Федотова, Антон Гаккель
Отличный трио–концерт с благородной программой: фортепианное трио Гайдна, немного Шуберта плюс современные наследники австрийской классико–романтической традиции Валентин Сильвестров (фрагменты из "Китч–музыки") и Николай Капустин. Три исполнителя — великолепные мастера не только своего дела. Их культуртрегерские усилия заставляют петербургскую академическую музыкальную машину (так и хочется сказать, махину) вертеться живее и энергичнее. Надо видеть своими глазами, как именно они это делают.
Когда: 26 января
Большой зал филармонии: Алла Демидова "Мои любимые стихи"
Скромное название предполагает абсолютный аншлаг: многие считают, что именно в чтении стихов со сцены великая актриса достигает пределов артистического совершенства. После петербургских гастролей московских моноспектаклей Кирилла Серебренникова "Поэма без героя" и Анатолия Васильева "Старик и море" на Аллу Демидову рвутся и те, кто обычно стихов не слушает (и, может быть, не особенно читает). Магия имени? Конечно. Но еще и магия слова, превозмогающего любые жанровые, художественные и человеческие границы.
Когда: 26 января
Большой зал филармонии: схиархимандрит Серафим (Бит–Хариби), хор монастыря Тринадцати ассирийских отцов (Грузия)
После нескольких недавних визитов сладкоголосого батюшки в Петербург одного вечера в Большом зале филармонии ему уже мало. Настоятель главного и единственного ассирийского православного монастыря в грузинском селе Канда монашествует с 2006 года, служит по–грузински и по–новоарамейски, свои песнопения сочиняет или импровизирует сам. Находясь вполне в традиции (богослужебной и музыкально–стилевой), не гнушается микрофонной подзвучки, дым–машин, коллабораций с поп–певцами и "Инстаграма", где у него больше 13 тыс. подписчиков. Клюква? Пожалуй. Но такая проникновенная и искренняя, что на концертах ее развесистость сама собой выпадает из фокуса внимания.
Когда: 28 и 29 января
Мариинский театр — 2: "Тристан и Изольда"
Не успел Дмитрий Черняков поставить вагнеровского "Тристана" в Берлине, как мигом (по меркам медленной машины оперного театра), всего–то год спустя, его незабвенного "Тристана" 2005 года выпуска возобновляют в Мариинке, предварительно обкатав на Приморской сцене. Мол, у нас свой есть, и не хуже. В Берлине яхта — у нас подводная лодка, там Тристан и Изольда весь любовный второй акт ржут в креслах, у нас — кружат, не снимая плащи, вокруг несмятой постели. И там, и тут Тристан умирает в отчем доме, в окружении выцветших обоев, пыльных буфетов и призраков родителей. Это почти одна и та же постановка, во всяком случае, о том же самом: кинематографический артхаус про немолодых усталых людей, которые пребывают в мучительном ожидании смерти и любви (ничуть не менее страшной и окончательной). Быть обязательно. Вопрос остается только один: как с крупными планами, в коих невозможны никакие оперные шаблоны, справятся новые мариинские солисты — Михаил Векуа вместо незабвенного лысоватого, очкастого Сергея Лядова и Елена Поповская вместо сдержанно–неистовой Ларисы Гоголевской?
Когда: 31 января
Клуб "Космонавт": Tom Odell
Британский пианист–неудачник (во всяком случае, в Ливерпульский музыкальный колледж его не взяли) с 2012 года успешно покоряет поп–чарты, сериальные саундтреки и рекламные кампании производителей готовой одежды ходовыми старомодно–проникновенными балладами с неизменным фортепианным аккомпанементом. К нам везет новый альбом Jubilee Road. Не то чтобы от него ожидалось нечто небывалое и сногсшибательное. Голос симпатичного блондина по–прежнему юношески сипловат, тексты очаровательно наивны, аранжировки безупречно милы. Сплошное мимими с британским акцентом, поди плохо?
Когда: 1 февраля