Цифровая революция могла бы сделать рынок ЖКХ прозрачнее, но, как говорят эксперты, в ближайшее время ни Россию, ни Петербург технологические потрясения не ждут. Причины тому — высокие издержки на обновление техники и недобросовестные управляющие компании.
Чтобы оценить, как меняет систему ЖКХ цифровизация, достаточно съездить в Финляндию. Здесь произошел почти полный переход от бумажной квитанции к облачным сервисам, онлайн–платежам и оперативной связи. В новых районах даже мусор специально не вывозят — по трубе он сразу улетает на центральную станцию. Для экономии света в европейских домах (не только финских) применяются специальные датчики движения: освещение включается только при появлении человека. Используют датчики и для обеспечения безопасности: встроенные в систему умного видеонаблюдения, они оповещают жителей дома о присутствии посторонних людей.
Разработки есть
Отечественный производитель сегодня тоже готов предложить различные умные устройства. С помощью умных счетчиков, встроенных в единую облачную систему передачи показаний энергии, жители домов в любое время смогут отслеживать расходы тепла и воды и распределение своих платежей. Стоимость счетчика колеблется в районе 5–6 тыс. рублей, еще около 2 тыс. рублей нужно заплатить за установку оборудования.
"Внедрение системы учета энергоресурсов, разработанной технопарком Санкт–Петербурга, позволило на 30% снизить расходы на электроэнергию на заводе "Ленполиграфмаш", — рассказал "ДП" Сергей Митягин, директор института дизайна и урбанистики ИТМО.
Интеллектуальную систему управления теплоснабжением разработала петербургская компания "Радар ММС". Специальный контроллер, управляющий подачей тепла, может снизить его потребление в более теплые дни, когда нет необходимости в сильном отоплении квартиры. Средняя экономия ресурса, по словам производителя, составляет 22%.
Наконец, в России созданы цифровые системы по управлению домами. Среди функций — сервисы сбора платежей, сбор и анализ статистики по дому и площадка для коммуникации жильцов и членов домоуправления (своеобразная социальная сеть ЖКХ). Такой продукт, например, предлагает компания "Домопульт" — подключение к системе для ТСЖ обойдется почти в 36 тыс. рублей.
Просто космос
Технологии есть, но внедряются они медленно. "Основным барьером мне представляется наличие значительного фонда устаревшей инфраструктуры. Так, банальный чрезмерный износ коммуникаций, с одной стороны, может нивелировать эффекты внедрения цифровых решений, а с другой — требовать постоянных затрат на поддержание и ликвидацию аварий, не позволяя инвестировать в новые технологии", — считает Сергей Митягин.
Другая причина медленного техпрогресса в ЖКХ основана на столкновении интересов участников рынка. Для ресурсоснабжающих организаций, как и для собственников жилья, цифровизация является очевидным способом экономии финансовых и энергозатрат. Недобросовестные управляющие компании, привыкшие искусственно завышать суммы в платежках, заинтересованы в прозрачности в последнюю очередь.
"Запрос на сервисы по автоматизации, безусловно, есть. На выставках, конференциях к нам всегда подходят, спрашивают о продукте. Но потом на каком–то моменте интерес заканчивается. Могу лишь догадываться, что застройщик не заинтересован в передаче реальных показаний со счетчиков", — комментирует Николай Жирнов, генеральный директор компании "РоссИнн".
У управляющих компаний свои аргументы. Прежде всего, к цифровизации не готовы сами потребители. "Новые технологии для нас — космос", — комментирует Алексей Зинчук, исполнительный директор УК "Тимуровское". "Идея умных счетчиков, которые автоматически передавали бы данные напрямую бухгалтеру, безусловно, хорошая, но у 10% жильцов еще не стоят даже обычные приборы учета. Зачем тогда цифровые? Плюс умные счетчики означают дополнительные расходы, а у нас живет много пенсионеров".
В социальных сетях для жильцов дома управляющие тоже не видят пользы. "Разработчики всяческих сервисов и цифровых платформ страшно далеки от народа. Если при нашей загруженности нам вдруг устанавливают более жесткие сроки для принятия решений, что потом с этим делать? Чтобы обслуживать систему, нужен специально обученный человек. И деньги, которые могли бы пойти на решение общедомовых проблем, я вынужден платить отдельному человеку. Кому это нужно? Точно не жителям дома", — сетует Александр Боридько, председатель ТСЖ "Бадаева, 8".
Будущее догонит всех
Чтобы управляющие компании не размышляли, а модернизировались, федеральные власти готовы ужесточать регулирование. Так, с 2020 года умные счетчики на электричество станут обязательным требованием для всех новостроек. А Госдума утвердила закон, по которому и в старых домах вышедшие из строя счетчики будут заменять на умные приборы учета. Правда, одновременно появилась информация о том, что Минстрой выступит против обязательных поквартирных счетчиков на батареях, поскольку они "экономически нецелесообразны".
Уже подтягиваются и корпорации. Так, оператор связи "ЭР–Телеком" заявил о планах вложить 1 млрд рублей в цифровизацию Петербурга. Деньги потратят на установку систем автоматизированного учета расходов энергии, а также на умные домофоны. Скачав специальное приложение, жители смогут принимать звонки с домофона и открывать дверь гостю через смартфон — даже из–за границы. Всего компания планирует к 2020 году установить более 8,5 тыс. домофонных панелей в восьми районах города. Правда, пока что приложение установлено более чем у 10 тыс. пользователей по всей России — а значит, для Петербурга цифры еще более скромны. В отзывах пользователи оценивают сервис невысоко, отмечая, что приложение требует существенной доработки. Еще миллиард планируют вложить в "Ростелекоме". Компания планирует создать в Петербурге единую автоматизированную систему "Жилищно–коммунальное хозяйство".
По сути, это платформа для сбора данных, которая позволит увеличить прозрачность. На какой стадии проект сейчас, в компании прокомментировать отказались.
Пока же вопросы ЖКХ решаются преимущественно по старинке. Жильцы приходят на прием к председателям ТСЖ и на собрания. Показания со счетчиков списываются вручную и затем передаются по телефону диспетчеру. О массовом применении умных технологий или интернете вещей речи пока не идет. Однако это и понятно: если оцифровывать бардак, ничего другого, кроме оцифрованного бардака, не получится. Так что, учитывая предысторию российского рынка ЖКХ, технологический рывок может занять несколько больше времени, чем в Европе.
“
Для цифровизации в коммунальном хозяйстве должна возникнуть экономическая ситуация, при которой конечный потребитель будет заинтересован в содействии развитию этих процессов, либо это должно быть стратегическое решение города — инвестировать в эту сферу. Но если реально оценивать затраты, в том числе и на объекты старого фонда, то становится ясно, что в ближайшие годы для города эта задача не будет приоритетной. Следовательно, развитие будет идти за счет частных проектов, где это предусмотрено еще на этапе планирования.
![](https://dpru.obs.ru-moscow-1.hc.sbercloud.ru/images/expert/45A1C125-DBC2-425B-B478-97651C0639E7.jpg)
Денис Цытрин
управляющий директор FM Becar Asset Management
“
Как только в инфраструктуре появляются компьютеры, возникают угрозы удаленного взлома, кражи данных, преднамеренной порчи. На андеграундных рынках киберпреступники уже обмениваются технологиями, позволяющими взламывать умные устройства и реализовывать атаки. Уже несколько лет в сети доступны исходные коды вируса Mirai, позволяющего заражать камеры наблюдения. Последствия успешного взлома многообразны: начиная от саботажа и отключения инженерных систем до скрытого использования муниципального оборудования для майнинга криптовалюты. Поэтому в каждом проекте необходимо уделять особое внимание информационной безопасности.
![](https://dpru.obs.ru-moscow-1.hc.sbercloud.ru/images/expert/7EFBD45D-CA46-4A20-9816-F288C9FE548F.jpg)
Михаил Кондрашин
технический директор Trend Micro в России и СНГ