Балтика ослабила позиции. Северо-Западным портам не удалось компенсировать потерю нефти

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Порты Северо–Запада оказались в числе аутсайдеров по динамике грузооборота. Компенсировать потерю нефти так и не удалось.

Российские порты закончили 2018 год в плюсе: по итогам января–ноября грузооборот вырос на 3,3%, сообщает Ассоциация морских торговых портов. Наибольший рост отмечается в портах Арктики и на Каспии — 25,3 и 26,2% соответственно. Более скромную динамику показывают порты Азово–Черноморского и Дальневосточного бассейнов. Только Балтийский регион завершил год падением (0,5% за 11 месяцев).

Приоритетный груз

Больше всех на Балтике потерял Приморск, который специализируется на перевалке нефти и нефтепродуктов. Отрицательная динамика отмечается уже второй год подряд, и, как объясняют аналитики, это обусловлено перераспределением грузопотоков. В целом объемы экспорта нефти из России остаются на прежнем уровне, но доля Северо–Запада в отгрузке нефти снизилась. Нефтепродукты, наоборот, показывают рост — в петербургском порту, в Усть–Луге, Высоцке и Калининграде.
Более важными для стивидоров становятся контейнеры. Крупнейшим на Северо–Западе и в целом в России по перевалке данного вида грузов остается Большой порт Санкт–Петербург, где за 11 месяцев контейнерооборот вырос на 13%, до 1,9 млн TEUs. Портовики надеются на дальнейшее увеличение показателей, так как терминальные мощности по–прежнему остаются избыточными.
Есть на рынке и те, кто добивается многократного роста по контейнерам: по данным агентства Infranews, в порту Бронка за 11 месяцев 2018 года контейнерооборот вырос с 56 тыс. до 166 тыс. TEUs. Но показывать такую динамику терминалу позволяет низкая база прошлых лет, и со временем темпы роста все же будут снижаться. Есть и те, кто лишился части контейнеров, а именно "Моби Дик". Его контейнерооборот в январе–ноябре упал на 49,2%, до 78,9 тыс. TEUs, хотя ранее терминал, входящий в структуру Global Ports, занимал четвертую позицию на Балтике. Также падение показал "Нева–Металл", но его объемы перевалки по сравнению с ключевыми игроками рынка являются не столь существенными.
Как отмечает гендиректор компании "Интранс" Александр Александров, конкуренция на рынке только усиливается, и эта тенденция продолжится. Выиграть в этой борьбе, по его словам, смогут те, кто делает ставку на развитие дополнительных сервисов. Это позволяет увеличить выручку стивидоров и привлечь большее число клиентов.

Вечные проблемы

Одной из резонансных историй в отрасли в ушедшем году стала идея переноса портовых мощностей из центральной части Петербурга. Стивидоры, как крупные, так и мелкие, официально инициативу властей не комментировали, но анонимно выражали свое категорическое несогласие. После ухода Георгия Полтавченко (именно он совместно с экс–вице–губернатором Игорем Албиным выступал за перенос) данный вопрос публично не поднимался. Поддержит ли в дальнейшем такую идею новый руководитель региона, пока непонятно.
Более глобальной и реальной проблемой на рынке остается дефицит флота. Судовладельцы не могут покрыть потребности грузоотправителей из–за старения и постепенного ухода судов из национального флота. Больше всего это касается речных судов и судов река–море.
"В прошлом году была ситуация, когда, к примеру, лес, зерно или какой–либо проектный груз вывезти было не на чем. Мы имеем либо морские суда, которые по осадке не могут зайти в реку и забрать груз, что очень актуально для отправок леса с Северо–Запада, либо крайне старый и малотоннажный флот, работа на котором невыгодна судовладельцу", — рассказал управляющий партнер АБ "Инмарин"Кирилл Маслов.
Некоторые в таких условиях идут на хитрости. "Мы отслеживаем банкротства коллег, чтобы в удобный момент выкупить более молодые суда по дешевке", — рассказал один из речных перевозчиков. К тому же шансов стать банкротом стало больше, в частности благодаря ощутимому росту цен на судовое топливо.

Борьба за порт

Тем временем в портах Ленобласти полным ходом идет передел рынка.
В октябре 2018 года петербургский бизнесмен Илья Трабер пополнил список собственников Приморского УПК, который ранее заявлял о намерении построить в Приморске логистический комплекс. Ему отошло 26% этого актива, такую же долю сохранил бывший ранее единственным владельцем Рамис Дебердеев. По 16% получили Сергей Пупко, Владимир Даниленко и Артем Бегун.
Буквально в конце прошлого года Илья Трабер также стал бенефициаром ООО "Новые коммунальные технологии" (НКТ) — ему перешло 45% компании. НКТ называют одним из основных претендентов на актив банкротящегося ОАО "Транспортно–логистический комплекс" (ТЛК). Весной 2018 года компания перекупила 5,2 млрд рублей долга ТЛК перед Сбербанком. Сам актив пока так и не нашел нового владельца: торги были отменены из–за отсутствия заявок.
Потенциальный участник аукциона — ООО "Капитал М" жаловалось в УФАС на нарушения в процедуре конкурса. Регулятор признал торги незаконными, но Арбитражный суд Петербурга это решение отменил. Как рассказали "ДП" в ГК "Новотранс", которая в ноябре выкупила 76,55% акций ТЛК и также является одним из потенциальных участников торгов, передача имущества залоговому кредитору может повлечь причинение "значительного ущерба государству".
По их словам, госпакет акций может быть обесценен на 3 млрд рублей. За государством сохраняется 17,5% акций ТЛК.
"Новотранс" обратился в Генпрокуратуру и ФСБ с заявлениями о проверке соблюдения законности при проведении процедуры банкротства предприятия. Развитие ситуации вокруг ТЛК станет одной из главных интриг наступившего года.
Одним из важнейших макроэкономических факторов, которые повлияют на перевозки, будет волатильность отечественной валюты, которая окажет разнонаправленное влияние на импорт контейнеров и увеличение экспортных отгрузок. В большей степени увеличение отгрузки затронет сырьевые товары, которые остаются флагманом экспорта нашего региона. Непредсказуемость же появления и сочетания различных макроэкономических факторов заставляет портовых операторов расширять номенклатуру экспортных грузов за счет наименее рискованных позиций, искать и применять инновационные решения, предлагать дополнительный сервис на территории терминалов и заниматься повышением операционной эффективности.
Владислав Жуков
управляющий директор АО «Морской порт Санкт–Петербург»
В наступившем году общий тренд на импортозамещение изменен не будет, поэтому дисбаланс импорта и экспорта будет увеличиваться, что, безусловно, отразится на ставках морских перевозчиков. Этот год последний до введения жестких мер по контролю за содержанием серы в морских сортах топлива, что, с одной стороны, может значительно увеличить расходы судовладельцев на работу по новым экологическим стандартам уже в 2019 году и, как следствие, приведет к росту ставок фрахта. С другой стороны, этот тренд изменит логистику в пользу перевода массовых грузопотоков с моря на другие виды транспорта, преимущественно на железную дорогу.
Кирилл Александров
директор по развитию и инвестициям ГК «Аривист»