Фото: Сергей Коньков

Возвращение в промзону. Подъем петербургской промышленности

Если верить цифрам, уходящий год был удачным для петербургской промышленности. Рост 4,4% за 10 месяцев — это почти в 1,5 раза выше среднероссийского показателя.

Сменилась и риторика властей: прозвучали предположения, что выводить промзоны из центральных районов совсем даже и необязательно, а нужно помогать предприятиям развиваться на старых местах.

Петербург встал к станку. После обвала рынок станков оживает за счет импорта

Петербург встал к станку. После обвала рынок станков оживает за счет импорта

19808
Татьяна Жданова

Без переездов

Первым эту идею высказал уже бывший губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. На июньском заседании городского правительства он заявил, что принятая в 2000–х программа по выводу промышленности не была реализована полностью, но, может быть, это и к лучшему. "Практика показывает, что многие начинают переезжать, но не доезжают до нового места прописки", — сетовал Полтавченко.

Новый градоначальник Александр Беглов в этом вопросе не только проявил преемственность, но и, кажется, решил интенсифицировать усилия. Александр Беглов сразу дал понять: городу нужны деньги, а значит, и крупные налогоплательщики. Уже в ноябре в ЗакС был отправлен проект поправок в Генплан, которые предполагают увеличение промышленных зон.

"С 2013 по 2017 год мы получили заявок на 9 тыс. га для перевода промышленных земель под жилищную застройку. В городе всего 13 тыс. га. Это означало бы фактически ликвидацию промышленности в городе. Дополнительная нагрузка на бюджет в этом случае составила бы около 700 млрд рублей. При этом потенциал рабочих мест на 9 тыс. га — 270 тыс. человек. Следующим встал бы вопрос трудоустройства этих специалистов. В промышленности самые высокие зарплаты в городе — поэтому были бы большие потери для бюджета города. Таким образом, за 6 лет удалось сохранить промышленный потенциал Петербурга: в 2013 году — начале 2014–го бизнес ждал, со второй половины 2014–го мы увидели серьезные темпы модернизации основных фондов предприятий и создание новых производств", — рассказал "ДП" глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин.

Колеса завертелись

Если взглянуть на показатель объема отгруженной продукции, то пальму первенства в петербургской промышленности можно отдать нефтегазовому сектору (992,7 млрд рублей). На самом деле это издержки методологии статистического учета. "Газпром нефть" хоть и платит налоги в Петербурге, работает совсем в других точках России, поэтому в региональном индексе промышленного производства ее результат не учитывается.

В реальности самым крупным в городе промышленным кластером остается автопром. Еще в августовском рейтинге промпредприятий "ДП" обратил внимание на его успехи. Тогда редакция подводила итоги 2017 года, однако и в 2018–м среди номинантов обязательно будут автозаводы. За 10 месяцев компании в этом сегменте смогли нарастить объемы производства на 8%, а объем отгруженной продукции в категории "автотранспортные средства", согласно Петростату, вырос на 13,4% — до 335 млрд рублей.

Трубный завод уходит навсегда. Ликвидируется один из старейших трубных заводов Петербурга с выручкой 2 млрд рублей в год

Трубный завод уходит навсегда. Ликвидируется один из старейших трубных заводов Петербурга с выручкой 2 млрд рублей в год

16272
Татьяна Жданова

"Если городские автозаводы сохранят подобные темпы производства в ноябре и декабре, то результат нынешнего года войдет в тройку лучших показателей городского автопрома за 10 лет его развития", — оценивает генеральный директор "Auto–Dealer–СПб"Михаил Чаплыгин. Правда, он опасается, что в конце года кто–то из автозаводов может уйти на досрочные зимние каникулы, так как уже сейчас наблюдается избыток продукции на складах, а темпы роста продаж начали сокращаться.

Плохая новость в том, что автопром заметно сократил инвестиционную активность — сразу на 35% за 9 месяцев, до 9,1 млрд рублей. Однако этот факт искупает соглашение, достигнутое в ноябре между минпромторгом и "Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус". В декабре у ХММР истекало соглашение о промышленной сборке, которое обеспечивало предприятие льготными пошлинами на импорт комплектующих. Чтобы сохранить преференции, завод согласился вложить 16 млрд рублей в собственное производство моторов (притом что ранее звучала цифра 27 млрд рублей). Предполагается, что строительство начнется в 2019 году.

Выпьем, но не поплаваем

Еще один тренд 2018 года — продолжение процессов импортозамещения в пищевой промышленности. Отрасль заняла второе место по объемам отгруженной продукции (154,5 млрд рублей). Непосредственно производство продуктов выросло на скромные 4,1%, зато настоящий прорыв зафиксирован в производстве напитков — почти на 20%.

Отчасти помог Чемпионат мира по футболу, который позволил повысить продажи пива в целом по России на 1–2%. Ситуация резко контрастирует с затяжной депрессией, наблюдавшейся на рынке последние годы.

Например, пивоваренная компания "Балтика" во II квартале нарастила продажи сразу на 10%. Не растеряли драйв пивовары и в III квартале, увеличив продажи на 6% по отношению к тому же периоду 2017 года. Разумеется, нужно учитывать эффект низкой базы, но новость приятная.

А вот судостроение пока остается в сложной ситуации. Балтийский завод так и не смог получить огромный заказ на строительство суперледокола "Лидер". Единственное утешение — премьер–министр Дмитрий Медведев пообещал, что стройка станет всероссийской и в ней все равно удастся принять участие за счет выполнения части работ. Кроме того, глава правительства подтвердил, что Балтийский завод получит заказ на строительство последних двух ледоколов "Арктика" (первые три ледокола этой серии уже строятся).

"То, что было очень мощным драйвером роста в предыдущие годы, сейчас откровенно стагнирует, как в начале 2000–х годов. Заказов мало, заказы отменяются или не достаются петербургским предприятиям. Это откладывает в том числе и планы модернизации, планы по переезду, по строительству нового супердока — теперь это все не определено, как и состав руководства ОСК, которую должен был возглавить наш ушедший губернатор", — констатирует Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела инвесткомпании "ЛМС".

Инновации вперед

Отдельно стоит сказать о фармацевтическом кластере. Он не отличается большим объемом отгруженной продукции — всего 25,1 млрд рублей за 10 месяцев. По сути, лишь одна сотая от всего объема обрабатывающих производств, но зато это высокотехнологичное производство и реальное импортозамещение для российских больных. Недаром премьер Медведев на встрече с исполняющим обязанности губернатора Александром Бегловым назвал его "самым правильным".

Смольному есть о чем отчитаться. За 10 месяцев индекс производства лекарственных препаратов вырос на 6,8%, но еще важнее — задел, который создается на будущее. Инвестиции в этой отрасли составили 3,8 млрд рублей (+37,2%). Учитывая, что к 2035 году почти половина всего объема отгрузки должна составлять инновационная продукция, именно такие вложения для городской администрации сейчас на вес золота.

Георгий Вермишев Все статьи автора
30 декабря 2018, 09:01 26695
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама