Бойтесь эффективно. Психологи считают страх обратной стороной инстинкта самосохранения

Автор фото: Photoxpress

 

Страх — это наша естественная реакция, обратная сторона инстинкта самосохранения. Это нормально. Когда мы сталкиваемся с чем–то неизвестным, мы начинаем тревожиться: успеем мы подстроиться или нет. Часть людей страх активизирует, они начинают быстрее думать, принимать решения, искать ресурсы и возможности — и находят! А других людей страх как раз демотивирует, погружает в пучину беспокойства.
Получается, что те, кого страх активизирует, используют его как очень хороший катализатор активности и поиска необходимых решений. В результате они захватывают те бизнес–территории, которые освободили люди второй модели поведения в силу того, что не смогли быстро подстроиться под изменения.
Как в римскую армию набирали воинов? Пугали их или били по лицу. Если человек краснел, его ставили в первые ряды. Если человек бледнел, его ставили в последние ряды. Когда завязывалось сражение, те, кто быстрее реагирует, легко возбуждались, бежали вперед, но и быстро уставали. Те же, кто был позади, к этому моменту как раз адаптировались — и догоняли товарищей. Это отличная, как мне кажется, иллюстрация того, как люди реагируют в бизнесе, потому что тут тоже агрессивная среда.
Есть методика работы с новым и неизвестным, что и является основной причиной страхов. Первое — мы анализируем барьеры, которые могут нам помешать в окружающей реальности. Допустим, падает спрос на продукт. Тогда мы выпускаем новую линейку, которая подходит под новые реалии. У меня один из клиентов в кризис стал открывать рестораны не высшей, а средней ценовой категории, теперь туда выстраиваются очереди. Второе — мы прорабатываем алгоритмы. Если мы для себя не решили, как будем действовать в новых условиях, у нас запустится старый механизм. Он нас приведет только туда, где мы уже были. Третье — знание. Очень хороший способ снизить тревогу — перевести эмоциональное в рациональное, начать изучать информацию по волнующему вопросу. Четвертый шаг — инструменты. Это связи с конкретными людьми, какие–то программы, которые помогут оптимизировать деятельность, например тот же CRM (управление отношениями с клиентами).
Ну и последнее — содействие. Нужно понять — кто мне может помочь, кто может меня поддержать. Потому что, если мы в моменты беспокойства прячемся от окружающих, это делу не поможет.
Таким образом мы адаптируемся к изменениям и можем создать условия, когда получится выйти на совершенно новый уровень реальности. Это вопрос нашей способности адаптироваться к изменениям. Выживает не сильнейший, выживает максимально адаптировавшийся — таков естественный отбор.
Любовь Беляева, психолог, гендиректор тренингового центра