Электромобиль был один. Далекоидущие выводы из тест–драйв–серии "ДП" в 2018–м году

Автор фото: Photoxpress
Автор фото: Photoxpress
Этот год был для автомобильной России неплохой. Мы сделали шаг от пропасти, перестав двигаться в сторону Северной Кореи с точки зрения широты представленного модельного ряда новых авто. Но изобилие тоже не пришло. Зато читателям "ДП" с точки зрения автомобильного кругозора пожаловаться не на что. Благодаря поездкам в соседнюю Финляндию я заметно расширил круг протестированных автомобилей. Всего мы подготовили для вас 49 обзоров автомобилей.
В моей выборке машин кроссоверы преобладали, но все равно не дотянули до половины. Седанов оказалось больше, чем хетчбэков. Заметна была доля спортивных машин. А честно говоря, классы размываются все сильнее. Уже не всегда знаешь — это спортивный авто или его лучше записать в хетчбэки. Это кроссовер или спорт? Это седан или создадим отдельный класс — лифтбэк… Электромобиль был только один.
Видно, что все автопроизводители разделились на тех, для кого наш рынок важен, и тех, для кого он чемодан без ручки. Видно тех, кто играет не на победу, а чтобы не проиграть. Есть и те, кто просто играет, вряд ли рассчитывая на какой–то особый результат. Судите сами: Mercedes, BMW, Hyundai и KIA заметны и на рынке, и в моих тестах "ДП".
Сам я в этом году купил BMW, но процессом покупки был страшно недоволен. И коммуникация с BMW затруднена. Поэтому в следующем году тестов может быть меньше. А вот Mercedes и Hyundai молодцы. Много моделей, смело себя ведут, используют новинки как способ заманить клиента в салоны. Потрясла и Kia, в первую очередь своим Stinger. Спасибо, порадовали. И клиенты в салон потянулись. Да, не все купили Stinger, но многие осели на корейской марке, выбрав Optima или Cerato. Именно поэтому Optima объявила бой лидеру сегмента Toyota Camry, а Nissan вывел с рынка модель Teana. Конечно, "если не стоИт, то и не стОит", но хотелось бы понимать — это демонстративный жест, истерика японского руководства или сиделец Карлос Гон резал косты? В итоге идти в салоны Nissan поводов гораздо меньше.
Возможно, некоторым автопроизводителям просто не хватило терпения. Рынок не рос несколько лет, и когда началось движение вверх, то ни моделей, ни воли к победе не осталось. Те, кто переложил продажи и дистрибуцию на плечи дилеров, сделали им большой подарок. Нервные клетки продавцов Honda восстановились благодаря высокой марже. Такого не было уже давно, и все свои потери за год они вернули.
Китайцы постепенно наваливаются. Стали заметны Haval, привлекли респектабельных дилеров Geely. Странные марки вроде Zotye тоже есть, но погоды пока не делают.
Курс сильно ударил по новаторам. Регистрации новых Tesla рухнули. Вообще, самым распространенным электромобилем в России стал Nissan Leaf, и не новый, а прошлого поколения — разумеется, благодаря Дальнему Востоку. Покупать Tesla model X за 10 млн желающих мало, а отсутствие зарядной инфраструктуры снижает и без того скудное количество богатеньких энтузиастов. Но в следующем году количество представленных у нас электромобилей должно вырасти. Если Nissan и Hyundai решатся. А они могут.
Премиальные машины тоже показали падение, но драмы нет. Большинство потенциальных покупателей не нарастили свои доходы так, как подорожали машины, и пересели на подержанные премиальные или новые, но более демократичные. Иначе кто купил столько KIA?
По ощущениям, развивается Jaguar, Range Rover. А вот дорогущих LR Discovery я на улицах не вижу. Видимо, многие почитали наш тест–драйв и решили за те же деньги купить более престижный бренд, пусть и менее проходимый.
Французы остаются непонятыми. Renault явно сдал позиции. Не вижу на улицах Koleos, явно меньше стало Logan. Совершенно точно Renault проиграл битву за такси. Там теперь Skoda, Hyundai / KIA и VW. Перестаю понимать, что вообще продает Peugeot в нашей стране, за год я не сделал с ними ни одного теста. Citroen явно нажимает в коммерческом секторе, но привести в Россию всю линейку DS и стать гламурной альтернативой премиальным машинам почему–то не решается. Хотя ниша явно есть. А корейцы в нее хотят, но им не хватает "чувства премиума".
Обидно за американцев. Сократилось критически количество дилеров у Cadillac и Chrysler / Jeep. Не понимаю коллег — как можно было отказаться от Cadillac и поставить в салон Renault… Японцы молодцы — держатся. Subaru живет и показывает пример того, что небольшая компания может твердо держать свою нишу. Mazda продолжает радовать сильными моделями и сбалансированной ценой на них. Пожалуй, только CX9 пока не оценили по достоинству.
Про тех, кто продает нам сегодня автомобили, хочется сказать особо. Москвичи усилили натиск на Питер и пытаются забрать те ниши, которые наши оставляют. Берут они ценой, давлением и немного сервисом. Но лед тронулся. Появились дилеры, которые поняли, в чем их продукт. И именно в Петербурге. И они успешны. И прибыльны. Они прессуют остальных.
Тем, кто по–прежнему пытается продать "три педали и руль", тяжело. И будет еще тяжелее. На федеральном фронте примерно та же картина. Двигаются тектонические плиты. Уходят старые крупные игроки. Их автосалоны ждут покупателей или арендаторов. Приходят новые, но на всех их не хватает.
Автопроизводители не продают по той же причине. Они не соотносят то, что предлагают, с теми клиентами, кто должен это купить. Казалось бы, горожане должны раскупить блистательный Jeep Renegade, но в представительстве никто не думает о том, что за клиент должен купить эту машину. На этот вопрос я стараюсь ответить в конце каждого теста. Зачем и кто мог бы купить эту машину или почему не мог бы. И я благодарен вам за обратную связь. За похвалу и критику. В следующем году тестов будет больше, и они будут еще лучше.
Виталий Новиков, автоэксперт