Редакция Все статьи автора
19 декабря 2018, 23:56 14259

Ставка на аврал, или Новогодняя экономика Петербурга

Фото: РИА Новости

Новогодние торжества традиционно дают откусить от праздничного пирога ретейлерам, особенно алкомаркетам и крупным торговым сетям, ресторанам, а также всем, кто подрядился украсить Петербург. Но не только. Новый год, как любимый праздник, стимулирует строительные компании энергично завершать начатое и сдавать жилые объекты буквально в последние минуты уходящего года.

Так, например, районные администрации Петербурга суммарно потратили на праздничное оформление к Новому году более 80 млн рублей, совокупные затраты Городского центра рекламы и праздничного оформления (ГЦРП) превысили 240 млн рублей. Всего на новогоднее оформление города из бюджета потрачено 320 млн — все эти деньги заработали петербургские подрядчики оформления города к празднику.

Растущий спрос на Петербург. Где россияне проведут новогодние праздники

Растущий спрос на Петербург. Где россияне проведут новогодние праздники

7870
Карашаш Ногаева

Ретейлеры, в свою очередь, делают ставку на последние 3 дня декабря — именно в это время петербуржцы идут за покупками к новогоднему столу и приносят в среднем 20% к товарообороту компаний. В этом году ретейлеры ожидают сопоставимых продаж с 2017 годом. В специализированных сетях алкомаркетов, в свою очередь, заметили, что покупатель переходит на более доступные виды алкоголя, например такие, как винные напитки, однако самыми продаваемыми по–прежнему остаются шампанские и игристые вина.

Кроме того, по прогнозам аналитиков, в этом году в Петербурге строительные компании должны сдать 3,2 млн м2 жилья.

Однако по результатам 9 месяцев в городе введено лишь 1,5 млн "квадратов". Это значит, что в традиционно рекордный декабрь строители планируют сдать в эксплуатацию более 1,7 млн м2 новых жилых домов и кварталов.

Самые крупные подряды на украшение районов Петербурга в этом году поделили между собой петербургские предприятия "Компания Омега", "Яркий город", "Композиция", "Техмаш", ГУП "Ленсвет" и др. Так, ООО "Яркий город" получило девять подрядов, общая сумма составила более 76 млн рублей, "Компания Омега" получила 58 млн (40% "Омеги", кстати, принадлежит экс–главе Красногвардейского района Георгию Абелеву). "Яркий город" установил искусственные ели, оформил Сампсониевский мост и мост Александра Невского, Московскую и Австрийскую площади, Невский, Вознесенский и Большой пр. "Омега" взялась за оформление Михайловского замка, Биржевого моста, Конногвардейского бульвара, Московского пр. и Ушаковской развязки. Другим также достались многомиллионные контракты. Но все же основная ответственность за подготовку Петербурга к Новому году легла на плечи ГЦРП. Первые торги прошли еще в июне, на сегодня заключено 39 контрактов, пять аукционов еще предстоит провести. 15 контрактов, кстати, были аннулированы. Основная причина — требования УФАС. Эксперты также рассказали "ДП", что ГЦРП создал заградительные барьеры для новых участников, существенно усложнив техническую документацию.

Праздник продолжается

Для торговых сетей конец декабря — один из самых важных и "золотых" периодов, даже в кризис.

Право первой ночи. Что предлагают рестораны и отели Петербурга в новогоднюю ночь

Право первой ночи. Что предлагают рестораны и отели Петербурга в новогоднюю ночь

20554
Максим Мунгалов

Пока непродовольственные ретейлеры вовсю торгуют подарками, продуктовые сети обеспечивают россиянам праздничный стол. Например, у петербургского ТД "Интерторг" (супермаркеты Spar и универсамы "Народная семья") совокупные продажи за 3 последних дня 2017 года (29, 30, 31 декабря) были на 150% выше продаж 3 дней неделей ранее (22, 23, 24 декабря). Тогда на последние 3 дня декабря приходилось 15% всего декабрьского товарооборота ретейлера, а топ–5 продаж составили мандарины, бананы, мясо, огурцы, цыпленок и сыр.

В сети магазинов "Азбука вкуса" продажи за 3 последних дня 2017 года выросли на 115%, на них пришлось 22% всего декабрьского товарооборота. Топ–5 новогодних продаж в сети — семга малосоленая, салат оливье, семга охлажденная, сельдь под шубой собственного производства, а также шампанское.

Поскольку число рабочих и праздничных дней в период 29, 30, 31 декабря совпадает в 2017 и 2018 годах, в "Азбуке вкуса" ожидают сопоставимые результаты продаж.

В торговой сети "Магнит" в декабре 2017 года за 3 дня перед зимними каникулами продажи в Петербурге выросли почти на 30%. В топ–5 ретейлера вошли мандарины, бананы, соки, шампанское и мясо птицы.

Алкоголь: проще и меньше

Петербуржцы начинают активно покупать алкоголь в последней декаде декабря, пик покупок приходится на 31 декабря. Самые популярные напитки на Новый год — шампанское, игристые вина и винно–газированные напитки. Традиционно их продажи увеличиваются в несколько раз.

"Но рынок алкоголя изменился. Например, в прошлом году наблюдался прирост по продажам виски, причем импортного, однако в этом году виски подорожал, его стали покупать меньше. Чем меньше денег у людей, тем проще напитки они покупают", — отмечает директор петербургского филиала сети алкомаркетов "РусАлка" Александр Фролов.

По данным НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка", в ноябре 2018 года по сравнению с ноябрем 2016 года в Петербурге средняя цена на шампанское и игристые вина выросла на 28%, на вина виноградные столовые — на 12–13%, на водку — на 3%, на коньяк — на 4%. "В этом году начали пользоваться спросом винно–газированные напитки экономсегмента. Это связано с тем, что шампанское сильно подорожало, дешевле 220 рублей не найти", — добавляет Александр Фролов. По его словам, в этом году рекордные продажи показали импортные и российские вина до 500 рублей. На втором месте по популярности водка, а на третьем — вина. Ликеры и другие алкогольные напитки, например ром или джин, занимают около 2% продаж.

Гости с улицы

Казалось бы, новогодняя ночь, как и предшествующая ей череда корпоративов, может оказаться многообещающей для петербургских рестораторов. Однако большинство опрошенных участников рынка признаются, что на выручке праздничный ажиотаж практически не сказывается и скорее сравним с доходами обычного выходного дня. Выгоду извлекают в основном те, кто предлагает банкетные программы, — крупные рестораны и заведения при гостиницах.

"Декабрь — это месяц, ради которого мы все живем, выручка за период новогодних праздников увеличивается примерно раза в два", — рассказывает Елена Шевченко, совладелица холдинга "Север — Метрополь". По словам предпринимательницы, на декабрь приходится до 20 корпоративов, а залы вместимостью до 200 человек пользуются высоким спросом. "Одна из тенденций последних лет — это сборные корпоративы, в которых участвуют несколько компаний. Не каждая организация может себе позволить дорогих артистов, организацию мероприятия и прочее", — рассказывает она. С точки зрения Елены Шевченко, традиция предновогодних банкетов отправит людей и в небольшие рестораны и бары.

Впрочем, некоторые рестораторы смотрят на новогоднюю ночь иначе.

"Наверное, все зависит от ресторана и его целевой аудитории. Например, огромное количество наших гостей на Новый год покидают страну", — говорит Максим Торганов, сооснователь ресторана BeefZavod, который в новогоднюю ночь работать не будет.

Традиционно самыми предприимчивыми оказываются владельцы ресторанов при гостиницах. Так, по словам Юниса Теймурханлы, учредителя отеля "Гельвеция", часто традиционные банкеты не оправдывают ожидания постояльцев.

"Раньше мы делали развлекательную программу с банкетом, специальное меню, но в результате кого–то не устраивала цена билета, ведь гости не знают, что дрессировщик с питоном стоит столько же, сколько Филипп Киркоров", — рассказывает отельер. Затем бизнесмен сменил стратегию и начал предлагать постояльцам зарезервированные столики с праздничным ужином. "Иностранцы спокойно встречают Новый год до начала первого ночи, а затем их место занимают гости с улицы и могут отдыхать в ресторане до 7 утра. В результате получилась прекрасная экономика, ведь большинство ресторанов в новогоднюю ночь закрыты, а люди гуляют по улицам", — говорит он.

Декабрьский бум

И наконец, стоит вспомнить о чудесах под Новый год от строительных компаний. По мнению многих экспертов, цифра 1,7 млн м2 вполне досягаемая, тем более что стройотрасль города регулярно бьет рекорды. Так, например, с начала декабря лидер рынка "Группа ЛСР" ввела в строй почти 250 тыс. м2 и до конца года намерена сдать еще около пяти объектов. Setl City планирует ввести в декабре в Петербурге и Ленобласти около 814 тыс. м2 общей площади объектов.

ГК "Лидер Групп" ожидает в течение месяца разрешения на ввод двух проектов общей площадью 67 тыс. м2.

"В декабре мы сдаем четыре объекта, по части из них уже получены заключения о соответствии, по другим — в процессе. Уверен — мы успеем завершить процесс до конца года", — оптимистично говорит Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости ГК "ЦДС". Еще один лидер рынка — компания "Главстрой" — намерена пополнить портфель сданных проектов на 205 тыс. м2.

В этом году количество жалоб на проведение аукционов по праздничному оформлению выросло, потому что раньше такие конкурсы в принципе не проводились — ГЦРП сам решал, кому отдать подряд. Сейчас в технических требованиях аукционной документации существуют заградительные меры, которые не дают участникам, ранее не работавшим с оборудованием, выигрывать тендеры. Можно сказать, что на закупках ГЦРП победитель получает в среднем 50% прибыли от суммы контракта. С районами дела обстоят иначе, там меньше начальная цена. К примеру, в Кировском районе разыграли аукцион на 7 млн рублей по украшению территории, а только оплата электричества по заказу составит около 3,2 млн рублей. В районах участники могут получить меньше 20% прибыли от цены контракта.
Олег Громцев
руководитель ООО "Техмаш"
Жители Петербурга в среднем на 2 л больше пьют винодельческой продукции и на 1,5 л меньше водки в течение календарного года по сравнению с другими регионами СЗФО. По этому структурному показателю мы стоим в одном ряду с южными областями РФ. Кроме того, жителями Петербурга и Москвы потребляется больше премиальной и субпремиальной алкогольной продукции. Это, конечно же, связано с тем, что здесь уровень жизни и величина реальных зарплат выше. Пик продаж алкогольных напитков приходится на декабрь. В этом месяце продажи шампанского, игристых вин и винных газированных напитков традиционно вырастают до 6 раз, коньяков и других крепких напитков — в 2 раза.
Максим Черниговский
генеральный директор НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка"
Успех ресторана в новогоднюю ночь во многом зависит от концепции заведения — некоторые специализируются на банкетных программах. Мы в их число не входим, но ул. Рубинштейна в любом случае будет кишеть людьми, и мы будем их принимать в обычном режиме. Выручка в этот день тоже обычная, единственное — днем она немного проседает, поскольку многие гости проводят время дома. Ночью наоборот. Думаю, без мероприятий обойдется большинство заведений на ресторанных улицах.
Алексей Родионов–Зражевский
совладелец сети Frank
Одно из основных туристических направлений, выбираемых петербуржцами для новогоднего путешествия, — это страны Прибалтики. Так, в нашей компании активно приобретаются туры как только в одну определенную страну, так и с посещением сразу нескольких: Финляндии, Латвии и Эстонии. Годом ранее через нас совершили зимние путешествия около 2 тыс. петербуржцев, в этом году ожидается как минимум столько же. Точнее сказать сложно, поскольку продажи еще не закрыты и об объемах выкупленных путевок можно судить только по промежуточным результатам. Часть горожан отдают предпочтение внутреннему туризму и едут отдыхать в январе на горнолыжные курорты в Сочи, в санатории Ленинградской области или в Москву. Заметно уменьшилось по сравнению с данными прошлого года количество проданных путевок на Кубу, в Мексику, Доминиканскую Республику и страны Юго–Восточной Азии. Дальнемагистральные направления перестали пользоваться широким спросом у российских туристов в связи с увеличением цен на авиатопливо и ростом курса иностранных валют. Таким образом, в среднем около 50% совершаемых в праздничный период поездок приходится на внутренний туризм, на страны Скандинавии и Прибалтики — 30%, а оставшиеся 20% — на страны Карибского бассейна и Юго–Восточной Азии.
Александр Мусихин
Александр Мусихин
директор филиала ООО "Туроператор ИНТУРИСТ" в Петербурге

В контексте

Подготовка к встрече Нового года по трудозатратам и финансовой емкости сравнима мало с чем. Даже гендерные праздники в феврале и марте отнимают меньше сил (хотя сравнимы по деньгам). Зато предвкушение праздника и его послевкусие — дольше и ярче. А уж надежды…

Новогодний марафон одновременно и радует, и пугает. Успеть надо абсолютно все. Сдать годовой отчет, придумать, заказать и спрятать подарки для семьи, коллег, друзей и контрагентов, сформулировать меню на главную ночь года, купить все ингредиенты (и не съесть их заранее), позвать Деда Мороза, сшить ребенку костюм на елку в школу, выстоять череду корпоративов, понять, год какого зверя наступает и, соответственно, что надеть и съесть, чтобы все прошло удачно, найти себе новое платье, украсить квартиру. Елку! Купить (срубить) елку! Под бой курантов выпить бокал шампанского, загадать желание, запустить в небо фейерверки и уснуть под грохот канонады других любителей китайской пиротехники. Или гулять до утра, петь и плясать, упасть в салат. Или плюнуть на все, купить билеты и махнуть на теплое море. Там ностальгировать по елке и искать ингредиенты для оливье в русском магазине. Главное, что квест пройден, часы пробили полночь. И да здравствует новый квест.

Январские общегосударственные каникулы, появившиеся в жизни россиян не так уж давно, то еще развлечение. С одной стороны, 8 дней чистой радости, отдыха, общения с семьей, времени на себя. С другой — никакие вопросы не решаются, дела не делаются, страна вкусно ест, выпивает и закусывает, бродит по торговым центрам и развлекает себя и детей в компании с армией Дедов Морозов, а также катается на санках и лыжах. Ярмарки, кинотеатры и даже музеи полны посетителей, которые азартно тратят свободное время.

Наступивший примерно с середины декабря волшебный период "Ой, давай уже после праздников" закончится примерно к концу января, чтобы с гарантией.

Зато подготовка к нескольким неделям бесконечного праздника дает обширное поле для советов по любому поводу и подборок всего и вся. Эксперты наперебой советуют, что купить, что надеть, где добыть и как организовать. Минздрав предупреждает, МЧС напоминает, Минсельхоз обещает сдержать цены на мандарины, все при деле. Нашему вниманию — списки новогодних книг, рождественского кино, 333 способа занять досуг дома и за городом, рецепты лучших блюд и новаторский дизайн пряников.

В итоге к концу прекрасного январского отдыха страна подходит усталая, но довольная. Без денег, без сил, но с чувством выполненного долга. Отгуляли. Выдыхаем. Начинаем работать.

P.S. Елку! Выбросить елку!

Вера Хейфец

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама