И оживила неспешно развивающийся рынок говядины Ленобласти.
Производитель молока группа компаний "Лосево" удвоила стадо коров абердин–ангусской породы (Black Angus), завезенной в Ленобласть из США в 2015 году, рассказали "ДП" в пресс–службе компании. В 2018 году "Лосево" приступило к поставкам мраморной говядины в рестораны Петербурга. "Текущие мощности мясного производства составляют 12 т охлажденной говядины в месяц. Компания уже сотрудничает с пятью контрагентами в сегменте услуг индустрии гостеприимства", — сообщили в ГК "Лосево".
Новый статус
ООО "СХП Лосево" Александра Маурера и Эльдара Беглова создано в 2006 году под Выборгом. До начала кризиса 2014 года чистая прибыль компании составляла 26,1 млн рублей, однако к 2018 году упала до 1,5 млн рублей. Обороты при этом остались на прежнем уровне — 250 млн рублей в год.
В 2015 году компания диверсифицировала бизнес, купив почти 600 коров абердин–ангусской породы стоимостью 200 млн рублей в американских штатах Дакота и Вирджиния и пополнив действующее стадо голштинов. "Для нового стада компания взяла в аренду у администрации Выборгского района 2 тыс. га земли недалеко от уже существующей фермы", — сообщала тогда пресс–служба компании. Сегодня поголовье "блэк ангусов" группы "Лосево" насчитывает 1200 животных. В собственности компании находится 7,5 тыс. га в Выборгском районе, молочный завод, а также 17 фирменных магазинов. Производитель близок к получению статуса племенного репродуктора — родившихся на ферме "Лосево" бычков уже приобретают другие хозяйства Ленобласти, уточнили в пресс–службе группы "Лосево".
Заграница помогла
Абердин–ангусы ориентированы прежде всего на производство высококачественной мраморной говядины, говорит Максим Синельников, заместитель руководителя Национальной мясной ассоциации. "8% туши составляет наиболее дорогостоящая часть: это вырезка, шейно–позвоночная и верхняя тазобедренная части. Все остальное — это уже простая говядина, однако у нее потребительские качественные характеристики существенно выше, чем у сырья, получаемого от выбраковки молочного скота", — отметил он. По словам эксперта, порода составляет базу мясного скота России. "Активный рост мясного поголовья в России начался в 2011–2014 годах, когда стали завозить большие партии скота из Австралии и США. Крупнейшие инвесторы сделали ставку на абердин–ангусскую породу. Чем она хороша: это порода приспособлена к круглогодичному выгульному содержанию. Животным не требуется крыша над головой, даже если на улице минус 30°С", — говорит Максим Синельников.
Пока в убытке
Группа компаний "Лосево" вошла в число крупнейших игроков на рынке производства говядины Ленобласти. Исторически регион входил в молочный пояс России — около 100 хозяйств здесь сегодня разводят коров голштинской, черно–пестрой и айрширской пород — отличных производителей жирного молока, в том числе для изготовления сыра. Поголовье крупного рогатого скота растет незначительно, на 1% ежегодно. На конец 2018 года стадо составляло 183 тыс. голов, следует из аналитики Петростата. "Поголовье мясных пород составляет 6,6 тыс., из них 3 тыс. — коровы. Мясное скотоводство в регионе пока направлено на племенное разведение и наращивание поголовья", — рассказали в комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти. Там отметили, что 86% мясных коров представлены абердин–ангусами.
Первое предприятие по разведению мясных пород крупного рогатого скота в Ленобласти появилось в 2005 году во Всеволожском районе. Это хозяйство ОАО "Спутник", которое тогда занялось абердин–ангусской породой и к 2008 году получило статус племенного завода. Компания поставляет продукцию в рестораны Петербурга, собственный магазин во Всеволожском районе, а также в торговые сети. По данным СПАРК, в 2013–2016 годах она нарастила обороты в 4 раза — до 60 млн рублей, однако несколько лет подряд заканчивала год с убытком 5 млн рублей.
В 2017 году "Спутник" продал мясную ферму под Воронежем, где содержал 24 тыс. мясных бычков. В активе компании осталось стадо 3 тыс. голов в Ленобласти.
Мясо молочных коров
Треть всей говядины Ленобласти сегодня производит хозяйство ОАО "Рассвет" в Лужском районе. Это крупнейшее предприятие по откорму молодых бычков, где одновременно выращивается 11 тыс. голов голштинской, черно–пестрой, айрширской пород, то есть на мясо отправляется молочный скот после выбраковки.
Мясным скотоводством сегодня занимается также ООО "Яровое", которое получило статус племенного репродуктора в 2016 году. Компания в 2017 году показала убыток 17 млн рублей, а в 2018 году сменила владельца. Им стал Сергей Ткачев — совладелец Фонда развития бокса и спортивной борьбы Санкт–Петербурга, а также животноводческой фермы в карельском поселке Хийтола.
Разведением мясного скота в Ленобласти занимаются также небольшие хозяйства: "Урожайное", КФХ Александра Москвина и КФХ Ларисы Пухляковой.
Инициативный проект совладельца молочной фермы "Петродвор" Давида Оболадзе в Бокситогорском районе, предполагавший разведение 5 тыс. бычков на мраморную говядину, канул в Лету, так и не сумев с 2013 года пересечь стадию согласования выделения земли под кормовую базу. Предприниматель тогда объявлял о планах инвестировать в хозяйство 240 млн рублей.
“
Мы планируем обеспечить партнеров мясом бычков и зернового, и травяного откорма. Считаем более перспективным производство говядины на травяном. Мраморность все еще на пике популярности, но клиент все чаще интересуется нежирной, диетической говядиной на каждый день, поэтому мы считаем своей задачей предложить альтернативу рынку. Первым партнером на постоянной основе в данной категории стал ресторан "Мясонская ложа" в Петербурге.
Антонина Зайцева
специалист по развитию сегмента HoReCa группы "Лосево"
“
Мы сотрудничаем с "Мираторгом" (Брянская область) — это крупнейший и основной поставщик мраморной говядины не только в рестораны Петербурга, но и по России. Также используем мясо из Оренбургской области, Аргентины и Японии. Ежемесячно на наши блюда — стейки, бургеры, бефстроганов — уходит около 4 т мраморной говядины. На рынке появилось много поставщиков, которые хотят сотрудничать с ресторанами. Главный вопрос — смогут ли они обеспечить постоянный объем и качество продукта. С маленькими хозяйствами мы заканчиваем переговоры, когда заявляем объем. Они понимают, что не готовы его выдержать.
Кирилл Левый
директор по развитию "Строганов Групп"