Екатерина Голуб Все статьи автора
12 декабря 2018, 10:54 932

Деньги из шлема. Как долго будут жить клубы виртуальной реальности

Фото: ТАСС

Подобно компьютерным клубам, наводнившим страну 20 лет назад, рынок развлечений заполняют клубы виртуальной реальности. Но жизнь их может оказаться короткой.

В Петербурге появляется все больше клубов виртуальной реальности. По оценкам участников рынка, в городе работает около 20 разных точек. Из них лишь пара держит крупные залы, в среднем же помещения не превышают 40 м2. Если верить порталу Vrdigest, в городе работает 45 таких клубов, однако эта статистика учитывает в том числе выездные аттракционы и VR–пространства. Для сравнения: в Москве на том же портале перечислено 78 различных адресов.

Ресторанная технократия. Инновации в ресторанной индустрии

Ресторанная технократия. Инновации в ресторанной индустрии

900
Екатерина Голуб

Одноразовое удовольствие

Развлекательные VR–клубы стали возникать и на Западе, и в России примерно 3 года назад — с появлением VR–шлемов, рассказала "ДП" руководитель ассоциации виртуальной и дополненной реальности Екатерина Филатова. По сути, для заработка больше ничего и не требовалось: предприниматели покупали очки, брали в аренду совсем скромные площади и загружали на компьютер скачанные в онлайн–маркетах приложения. Обычно это были либо короткие видеоролики–аттракционы вроде имитации американских горок, либо простые игры, не требующие большого количества времени на прохождение.

Бизнес–модель была простой, и подобные VR–точки быстро наводнили рынок. "Сейчас такой формат себя постепенно изживает. Как правило, люди приходили туда узнать, что такое виртуальная реальность, знакомились с технологией и больше не возвращались. Контент был простой и непродуманный, вызывал у людей дискомфорт, многих укачивало. Сейчас таких точек становится все меньше", — рассказывает Дмитрий Кириллов, генеральный директор компании Modum Lab.

Когда–то именно дороговизна техники стала причиной появления компьютерных клубов, популярных в 1990–е, — сейчас тот же путь проходят и VR–зоны. Однако, как и компьютерные клубы когда–то, бизнес этот может исчезнуть, как только модные VR–гаджеты появятся в каждом доме. Уже сейчас они становятся доступнее. Не так давно Facebook выпустил шлем Oculus Go стоимостью $200. Разработка стала крупным достижением в индустрии: раньше даже самые бюджетные модели стоили 50–70 тыс. рублей.

Новый формат

Выжить на рынке смогут только клубы нового формата — с более продуманными игровыми пространствами и возможностью многопользовательской командной игры.

Рацион из пробирки. Как сказался отказ от ГМО на рынке продовольствия России

Рацион из пробирки. Как сказался отказ от ГМО на рынке продовольствия России

505
Екатерина Голуб

Новое поколение VR–клубов, пожалуй, уместно сравнить с квеструмами или площадками для пейнтбола, куда люди регулярно приходят отдохнуть большой компанией. Основная возрастная группа — люди 25–30 лет.

Но такие заведения требуют и гораздо больших финансовых вложений. Вместо комнаты 1,5 на 1,5 м новые VR–клубы или даже целые парки аттракционов виртуальной реальности занимают пространства до 1500 м2. Увеличилось и количество необходимого игрового оборудования: к VR–шлемам прибавились специальные датчики, определяющие положение человека в помещении, а также рюкзаки с компьютерами, обеспечивающие свободное передвижение игроков по залу. По оценкам экспертов, чтобы открыть такую площадку, суммарно придется выложить минимум 2 млн рублей.

Параллельно с расширением технической базы усложнился и виртуальный контент. Клиент, уже знакомый с VR, хочет получить нечто большее, чем просто аттракцион.

"Интересный контент играет все более важную роль в индустрии, появляется все больше разработчиков. Технология теперь — лишь инструмент, клиенту нужна эмоция, добиться которой можно, только грамотно продумав содержание продукта: сценарий, прорисовку", — говорит Дмитрий Кириллов.

Простейшие VR–приложения на маркете стоят $10. Серьезные разработки на заказ делают за 250–450 тыс. рублей.

Игры без границ

Одни игры предполагают активное перемещение игроков по комнате, другие можно пройти, сидя в кресле и управляя джойстиком в руке. Кроме того, технологии VR предлагают пользователю и творческие активности: от рисования до 3D–моделирования. "Ограничения есть только в голове разработчика, в остальном их практически не существует", — рассказывает управляющий клубом виртуальной реальности SINTEZ VR Иван Златоуст.

На российском рынке уже сейчас выкристаллизовываются основные игроки. Эксперты насчитывают больше семи перспективных компаний, занимающихся разработкой контента. Одна из них — отечественный стартап Dive2vr, в сентябре этого года он привлек $1 млн инвестиций. $750 тыс. вложил акселератор FunCubator, остальное — фонд RB Capital, частный инвестор Валерий Кривенко и фонд Сергея Дашкова. Почти в то же время компания ARena Space привлекла инвестиции на сумму $7,7 млн от процессинговой компании "Рукард".

Интерес инвесторов к VR будет только повышаться. Так, вложения в мировой рынок дополненной и виртуальной реальности достигли $3 млрд за 2017 год, что на 57% больше, чем годом ранее. Однако это только начало. В Goldman Sachs оценивают, что капитализация VR–рынка к 2020 году вырастет до $80 млрд. Чтобы понимать масштаб: это всего в 2 раза меньше всего рынка персональных компьютеров. Эксперты SuperData чуть скромнее в оценках, они называют цифру $37,7 млрд, половина денег придется непосредственно на контент. В любом случае речь идет о кратном росте, на котором можно будет серьезно заработать.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама