Агрегаторы доставки еды: как съесть вкусный рынок

 

Наверное, все хоть раз пользовались услугами агрегаторов доставки еды — "Яндекс.Еда", Delivery club и другие. Агрегаторы призваны создать "маркетплейс" — место, где можно увидеть 10 продавцов овощей, 20 продавцов мяса (читай: пиццерий, суши–баров), а также специализированные службы по доставке. В одном месте клиент может увидеть всех, кто доступен по данному адресу, сравнить цены, прочесть и оставить отзывы. Красота да и только. Что же происходит по факту? Агрегаторы активно демпингуют. Например, тот же Delivery club получает с ресторана или службы доставки примерно 20%. При этом вчера я, заказав на 1500 рублей, получил 500 рублей в подарок. Как так? Маркетплейс заработал 300 рублей, а отдал в качестве скидки — 500. А ведь еще куча накладных расходов, реклама, персонал, поддержка сайта и так далее. Странный бизнес, скажете вы? Я думаю, все немного не так. Delivery club борется не с другими агрегаторами в данном случае. Они, видимо, забирают клиентскую базу у своих же поставщиков–участников. И правда, зачем заказывать напрямую у того же Ollis Club или "2 берега", если можно сделать заказ через посредника–агрегатора на 30% дешевле.
Что же будет дальше? Клиенты Yami Yami, как, например, я, перестанут делать заказы напрямую и будут делать их только через Delivery. Спустя время Delivery club при выборе, вероятно, предложит другую доставку: "Не все ли вам равно, где пиццу заказывать, а у этих цены ниже, рейтинг не хуже, а мы еще и от себя гарантию даем". И станут все эти рестораны и службы доставок взаимозаменяемы. Как поставщики картошки или лука в супермаркеты. И вот тут агрегатор может сказать тому же Yami Yami или Dostaevsky: платите нам не 20%, а 40%. И цены устанавливайте вот такие. И еще ежегодный входной бонус оплатите, или "отключим газ". Сами понимаете, к этому времени агрегатор будет составлять львиную долю заказов того или иного поставщика. Странно, что рестораны и службы доставки этого не понимают. Сами создают своего же могильщика.
Мне очень интересно, куда смотрит антимонопольное ведомство? ФАС и призвана не позволять душить конкуренцию. Что–то мне подсказывает, что новые технологии розницы (онлайн и маркетплейсы в том числе) проходят мимо внимания антимонопольной службы. Вспомним историю объединения "Яндекс.Такси" и Uber. Итог: попробуйте запросить цену у Uber, а потом у "Яндекс.Такси". Цены — один в один. Хотя раньше они отличались на 15–20% — то у одного, то у другого, в зависимости от маршрута, времени суток и так далее. И конечно же, они стали намного выше. Где те смешные поездки за 90 рублей по центру города? Сейчас дешевле чем за 250 рублей не найти. Но вернемся к еде. Мой совет ресторанам и доставкам: четко отслеживать различные каналы, агрегаторы и маркетплейсы. Не должно быть перекоса в сторону одного или другого игрока.
Обратите ради интереса внимание на Apple, или Miele, или какой–то другой уважаемый бренд. Хоть онлайн, хоть офлайн, хоть на официальном сайте — цена будет одна и та же. Это позволяет избежать ценовых войн, демпингов, а клиента такой подход не вводит в заблуждение. Все имеют свою маржу, а Apple конкурирует не с собственными дистрибьюторами, а с Samsung.
Михаил Гусейнов, генеральный директор петербургской сети "Чайникофф"