В Петербурге за год вдвое вырос средний чек в сети по кредитам, шопингу и ЖКУ, а чаще всего горожане покупают в сети онлайн-игры. В целом россияне отказываются от наличных и делают банковские сервисы и электронные кошельки своими главными платежными инструментами.
В Петербурге средний чек за покупки в интернет-магазинах за год увеличился почти вдвое, до 2420 рублей, а средний онлайн-платеж по кредитам вырос в 1,8 раза, до 7290 рублей, говорится в исследовании платежной системы Яндекс.Деньги. В целом средний чек петербуржцев в сети составляет 1960 рублей — за год он вырос в 1,7 раза.
Среди самых затратных категорий лидируют авиабилеты (9060 рублей), на втором месте платежи по кредитам (7290 рублей), замыкает тройку оплата жилищно-коммунальных услуг (4700 рублей). Последние две категории за год выросли вдвое, это самый большой прирост среди других трат горожан. По всей видимости, сказалось упрощение оплаты ЖКУ по QR-кодам на квитанциях и популяризация мобильного банкинга при оплате кредитов и займов. Меньше тратить в Петербурге стали только на госуслуги.
Аналитики сервиса также назвали топ-10 продуктов и услуг, которые чаще всего оплачивают в сети в Петербурге: онлайн-игры; ЖКУ; покупки в интернет-магазинах; сотовая связь; интернет и телевидение; билеты в кино театры, музеи и на концерты; госуслуги, штрафы ГИБДД; билеты на поезда и самолеты и кредиты. В целом жители Петербурга потратили через "Яндекс.Деньги" за январь–октябрь 2018 года в 4,6 раза больше, чем за такой же период годом ранее. Число платежей выросло в 2,7 раза.
В исследовании были проанализированы платежи пользователей на сайте и в мобильных приложениях сервиса, а также через "Яндекс.Кассу". Сравнивались данные за январь–октябрь 2018 и 2017 годов. По собственным данным на 2018 год, в "Яндекс.Деньгах" зарегистрировано 46 млн кошельков, выпущено 800 тыс. пластиковых и 17 млн виртуальных карт. В прошлом году "Яндекс.Деньгами" платили 33% российских пользователей интернета, в этом — 48,5%.
Онлайн-платежи жителей Петербурга по категориям
Источник: Яндекс.Деньги
Мобильный СЗФО
Северо-Западный федеральный округ оказался в первой тройке российских регионов по популярности электронных кошельков — с их помощью регулярно платят 70% опрошенных. Кошельки популярнее только у жителей ЦФО (76%), в ЮФО ими пользуются столько же респондентов, сколько и в СЗФО (70%). При этом число пользователей, которые платят из кошельков, за год выросло в Северо-Западном регионе на 13%, говорилось в октябрьском исследовании аналитиков Mediascope (онлайн-опрос).
При этом самые популярные способы онлайн-оплаты в регионе — банковские карты (89% респондентов), интернет-банкинги (85%), электронные кошельки (70%). В первой тройке самых популярных у жителей СЗФО сервисов для платежей в интернете — "Сбербанк Онлайн" (77,2% опрошенных), "Яндекс.Деньги" (46,9%) и PayPal (38,9%).
Со смартфонов и планшетов платят 93% респондентов из СЗФО, с компьютеров — 88%. Популярны в регионе бесконтактные платежи — сегодня таким образом рассчитываются 35% опрошенных. Чаще всего в онлайне пользователи из СЗФО оплачивают мобильную связь (87,9% респондентов), в 1,5 раза стала популярнее доставка еды и почти вдвое — пополнение карт городского транспорта. Сократилась за год только потребность жителей СЗФО в денежных переводах (58,7% против 64,8% в 2017 году).
Исследование проводилось в апреле–мае 2018 года. В онлайн-опросе участвовали россияне 12–55 лет из городов с населением более 700 тыс. человек в шести федеральных округах, а также в городах Дальневосточного региона с населением от 600 тыс. человек. Для анализа данных в динамике опрашивались люди в возрасте 18–55.
Что чаще всего оплачивали жители СЗФО в сети
Источник: опрос Mediascope
Отказ от наличных
Оплата только наличными обязательных платежей или покупок в магазинах уходит в прошлое. Как отмечается в исследовании Data Insight (онлайн-опрос), каждый седьмой онлайн-пользователь (14%) вообще не использует или почти не использует наличные (рост доли таких ответов – в 1,5 раза за год). Безналичные способы оплаты набирают популярность даже в малых населенных пунктах – там в среднем 51% средств на текущие расходы приходится на безналичные форматы (а в мегаполисах – 58%).
С помощью онлайн-переводов жители мегаполисов делают подарки, благотворительные взносы, дают деньги в долг. А за пределами больших и средних городов онлайн-переводы – это в первую очередь разовые отправки денег родственникам, отмечают аналитики. Использование интернета для заработка также типичнее для мегаполисов – 16% опрошенных предлагали или оказывали услуги через интернет. Даже в небольших городах таких 13% – а вот доля онлайн-продавцов товаров в них в 2 раза ниже, чем в больших городах.
Допускают, что откажутся от наличных (через 20 лет или раньше)
Источник: PayPal и Data Inight
Mastercard обращает внимание на рост популярности сетевых платежей: в 2017 году платить наличными предпочли 23% опрошенных. За 8 лет этот показатель сократился на 61% — с 84% в 2009 году. При этом уже более половины (56%) респондентов ноябрьского онлайн-опроса MasterIndex отметили, что предпочитают чередовать оплату картой и наличными, а 21% — оплачивают покупки только картами. Доля держателей карт в России составила 88% в 2017 году. Большинство из участников опроса (70%) — обладатели зарплатных карт.
Данные по отдельным регионам России показывают разное соотношение в предпочтениях при выборе способов оплаты. Так, например, банковскими картами чаще расплачиваются в Северо-Западном (34%) и Центральном (28%) округах. Большее число респондентов, чередующих безналичные и наличные расчеты, проживают в Москве (75%) и Приволжском округе (59%). Наибольшая доля участников опроса, предпочитающих платить за товары и услуги только наличными, отмечена в Северно-Кавказском (52%), Южном (48%) и Сибирском (44%) округах.
Исследование также показало, что 52% респондентов стали чаще расплачиваться банковской картой в 2017 году. При этом они оплачивают безналично и крупные, и недорогие покупки. Примерно 20% участников опроса отметили, что предпочитают использовать карты даже для мелких трат — например, проезд в автобусе. В 2017 году средняя стоимость покупки, для оплаты которой потребитель скорее использует карточку, чем наличные, составила 743 рубля.
Где хранят деньги для ежедневных трат
Источник: PayPal и Data Inight