Цена "Полушки". X5 Retail Group и ТД "Интерторг" ведут переговоры о покупке магазинов холдинга "Продовольственная биржа"

Автор фото: Архив "ДП"
Руководитель холдинга "Продовольственная биржа" Дмитрий Степанов

Зачистка розничного рынка продолжается — один из старейших игроков, оператор сетей "Полушка", "Лайм" и "Всенародный", ведет переговоры о продаже своих магазинов с X5 Retail Group и ТД "Интерторг". С начала кризиса в Петербурге закрылось более 15 местных торговых сетей — они не выдерживают конкуренции с федералами из–за разных условий от поставщиков и растущей неналоговой нагрузки.

Холдинг "Продовольственная биржа" под руководством Дмитрия Степанова (на фото), развивающий 108 магазинов "Полушка", 22 супермаркета "Лайм", 15 гипермаркетов "Всенародный" (по данным "2ГИС"), ведет переговоры о продаже магазинов.
По словам нескольких источников на рынке, основные претенденты на торговые точки — лидер российского рынка X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") и ТД "Интерторг" (супермаркеты Spar, универсамы "Народная семья").
В пресс–службе "Интерторга" подтвердили, что часть магазинов холдинга "Продовольственная биржа" отойдет к их компании. "Интересны исключительно торговые точки в хороших локациях с адекватными арендными ставками, претендуем примерно на 60 магазинов", — пояснили в компании.
На вопрос о дальнейшей судьбе "Полушки" в "Интерторге" предположили, что, вероятно, она сворачивает деятельность. Планы о продаже сети и интерес X5 Retail Group к бизнесу "Полушки" "ДП" подтвердили сразу несколько источников на петербургском розничном рынке. Один из поставщиков "Полушки" знает, что сеть последний год вела переговоры сразу с несколькими федеральными сетями.
По словам топ–менеджера одной из петербургских сетей, только часть магазинов "Продовольственной биржи" будет продана X5 Retail Group, примерно 30–40%. По словам другого поставщика ретейлера, X5 Retail Group может забрать магазины "Лайм" под свой формат "Перекресток".
По мнению одного из участников рынка, собственники "Полушки" устали от этого проекта и на фоне ужесточающейся конкуренции хотят свернуть розничный бизнес и даже выставили на продажу свой офис. По его информации, до января сделка должна быть закрыта, чтобы X5 Retail Group успела переформатировать магазины до запрета на развитие от ФАС.
"Насколько я знаю, собственники "Полушки" не объясняют своим поставщикам, что будет дальше, и рынок переживает, заплатят ли им за поставленный товар, а скоро Новый год, все будут увеличивать объемы", — сетует собеседник "ДП".

Старожил рынка

Корреспонденту "ДП" на горячей линии сети "Полушка" рассказали, что ретейлер планирует закрыть около 20 магазинов "Лайм" в ближайшее время, а также несколько магазинов "Полушка" из–за нерентабельности. В холдинге "Продовольственная биржа" не ответили на запросы "ДП", в X5 Retail Group отказались от комментариев. В Санкт–Петербургское УФАС и в ФАС ходатайство от X5 Retail Group о покупке "Полушек" не поступало.
Развивающее холдинг "Продовольственная биржа" ООО "Любавушка Ритейл Груп" на 99% принадлежит офшорной компании "Ритейл Сити Групп" (Британские Виргинские острова), 1% владеет Анна Лысенко. Именно ее на рынке считают основным владельцем актива.
Первый универсам "Полушка" был открыт в марте 2003 года. В 2016 году холдинг закрыл все магазины "Полушка" в Москве. За прошлый год ретейлер серьезно сократил присутствие в Петербурге, для сравнения: в 2017 году "Полушка" насчитывала 131 магазин. Были отмечены и сделки: в прошлом году несколько магазинов перешли к сети "Семишагофф", в феврале 2017 года "Полушка" сама приобрела девять магазинов петербургской сети "Лукошко".
Оборот ООО "Любавушка Ритейл Груп", по данным СПАРК, в 2017 году составил 10,2 млрд рублей, чистая прибыль — 7,4 млн рублей. Выручка ГК "Продовольственная биржа" в первом полугодии 2018 года сократилась более чем на 17%, оценивает глава "INFOLine–Аналитики" Михаил Бурмистров.

Сети захватили город

Петербургский розничный рынок — самый насыщенный сетями в стране. На сегодня доля сетей в городе достигает 92%, доля топ–10 сетей — 80%. Доля трех крупнейших ретейлеров в Петербурге — X5 Retail Group, "Ленты" и "О’Кея" — выросла с 47,45% в 2016 году до 48,89% в 2017 году (см. инфографику). Если основной конкурент X5 Retail Group на российском рынке — сеть магазинов "Магнит" — пока не так широко представлен в Петербурге (его доля по Петербургу — 4,69%), то оператору "Пятерочек" расти дальше будет сложно. Последние 2 года X5 Retail Group рискует превысить допустимый порог 25% от объема рынка, ограниченного ст. 14 закона о торговле.
Доля лидера продовольственного рынка в прошлом году составила 23,86%. Согласно прогнозу сотрудников Петербургского УФАС, по итогам 2018 года такое превышение возможно, так как компания открывает супермаркеты "Перекресток" на местах приобретенной сети "О’Кей–экспресс". В таком случае УФАС в рамках полномочий предпримет меры антимонопольного реагирования, поясняли в антимонопольной службе.
Эксперты розничного рынка тоже предполагают, что в этом году ретейлер достигнет доли 25%. Возможно, компания хочет приобрести магазины сетей "Полушка" и "Лайм" именно сейчас из–за возможного ограничения для развития на следующий год.
Увеличение доли рынка и агрессивное развитие федеральных продуктовых сетей, часть которых родом именно из Петербурга, привели к уходу с рынка большого количества местных продавцов (см. инфографику).
"За последние годы мы увидели активный рост только продуктовых сетей — Х5, "Интерторг", "Дикси", "Лента", "Магнит", все остальные ушли в прошлое, — сетует глава агентства недвижимости Lapina Екатерина Лапина, — местные сети практически не развиваются".
Михаил Бурмистров наблюдает, что наиболее динамичный рост демонстрируют сети "Семишагофф" (64 магазина на 1 января 2017 года и 82 — на 1 июля 2018 года), "Магнит" (184 и 240 соответственно), "Красное и белое" (0 и 99 соответственно), "Перекресток" (47 и 80 соответственно), "Пятерочка" (327 и 414). Несмотря на активное расширение ряда сетей, недостатка помещений в Петербурге, по мнению Екатерины Лапиной, не наблюдается — предложение объектов растет с каждым месяцем. Причем помещения освобождают те же представители основных продуктовых сетей. Это так называемый "круговорот и перемещение магазинов из одних и тех же помещений для демонстрации своего развития банкам с целью получить кредит".

Чем конкурировать

Локальным продуктовым сетям становится все тяжелее конкурировать с крупными федеральными ретейлерами по нескольким причинам. Во–первых, растет неналоговая нагрузка. Внедрение системы "ЕГАИС", "Меркурия", онлайн–касс требует вложений в программное обеспечение, покупку или замену оборудования.
"Наши затраты на эти мероприятия уже составили несколько миллионов, что существенно для нашего бизнеса, — говорит коммерческий директор "Альянс Групп" (развивает сеть магазинов "Первая премия") Сергей Горчиненко. — В условиях ограниченного доступа к кредитам (небольшим предприятиям их почти не получить) все это оплачивается за счет прибыли предприятия".
Второе — федералы проводят агрессивную маркетинговую политику, конкурировать с их предложениями небольшим сетям очень непросто, так как поставщики предоставляют разные условия.
Зачастую отпускные цены, которые мелким ретейлерам предлагают производители, оказываются выше, чем те, по которым их продукция продается уже на полках федеральных сетей. "Рядом с одним из наших магазинов дверь в дверь открылся "Магнит", в итоге падение реализации в данном объекте составило почти 50%", — приводит пример Сергей Горчиненко.
Преимущество местных сетей традиционно было в лучшем качестве сервиса и ассортименте локальных поставщиков. Они обеспечивали привлекательность для покупателей, даже когда цены у федеральных сетей были ниже. "Однако после завершения трансформации магазинов "Пятерочка" стала более привлекательной для покупателей и по ассортименту, и по дизайну, и по сервису, — рассуждает Михаил Бурмистров. — В то время как разница в ценах между "Пятерочкой", "Магнитом", "Дикси" и региональными сетями значительно увеличилась из–за активных промоакций".
Как считает Михаил Бурмистров, в результате активизировался переток трафика из региональных сетей в федеральные и, соответственно, ряд объектов региональных сетей из–за сокращения продаж оказались убыточными.
Но, несмотря на низкие цены и маркетинговую стратегию крупных ретейлеров, совладелец сети "Удачный" Александр Азаров все же прогнозирует отток покупателей у федералов. Предприниматель считает, что это произойдет за счет появления магазинов шаговой доступности с хорошим выбором свежих продуктов. "Плюс федеральные сети выставляют жесткие условия работы с поставщиками и производителями, ну не пускаете вы хороших производителей, их пустят другие", — убежден он.

В контексте

С некоторых пор государство на всех уровнях с энтузиазмом вводит в торговле разные запреты, барьеры и усложняющие ведение бизнеса процедуры. Все это вымывает с рынка небольших игроков. Они просто устают бороться и решают уйти. Не это ли цель?
Жизнь в торговле делается все веселее и веселее, рассказывают владельцы сетевых и несетевых магазинов.
К таким приятным вещам, как онлайн–кассы, ЕГАИС и чисто петербургский запрет продавать алкоголь с 22 до 11 часов утра, добавилось принятие закона о запрете возврата товара. Этот запрет ударит по бизнесу ретейлеров, и покупатели также почувствуют его последствия. До дефицита продуктов, надеются ретейлеры, не дойдет, но цены могут в очередной раз вырасти. А ведь они уже изменились за последний год. Например, мясо и мясопродукты с февраля 2018 года поднялись на 50%. И хотя никто не настроен нести убытки и работать в минус, поставщики и ретейлеры надеются найти выход, но стоит отметить, что пресс государства давит на бизнес все основательнее.
Что ж, будут меньше закупать, меньше продавать. Или, например, будут шире применять возвратную реализацию. Это когда в договоре между продавцом (поставщиком) и покупателем четко не прописываются условия, на которых может происходить возврат товара при условии, если он не был продан.
Очень сильно по сетевой торговле ударят и новые правила вывоза мусора в Петербурге — последствия введения единого оператора с его новыми тарифами. Плата на вывоз мусора может увеличиться в 2,5 раза, как вчера рассказал "ДП". До 1 января все обязаны подписать договор по вывозу мусора с этим единым оператором. Как–то начинаешь тревожиться и ждать переполненных спонтанно мусорных баков возле жилых домов неподалеку от магазинов. Как вы думаете, кто заплатит за эти новые тарифы? Конечно, покупатель.
Кроме того, НДС, как мы помним, вырастет с 18 до 20%. Казалось бы, всего на 2%. Со 100 млн рублей ретейлеры платили 18 млн, а будут платить 20%, или 20 млн. Сумма налога вырастет 11%. Таковы математические хитрости расчётов, жалуются эксперты, ничего не поделаешь.
Кроме того, городские власти продолжают срезать неугодные вывески торговых заведений — пусть потребитель поплутает. Они повешены не по стандартам. Хотя еще год назад обещали, что неправильным вывескам все–таки дадут провисеть до конца срока договоров. Но, главное, новые не согласовывают, жалуются ретейлеры. Почему — непонятно. Может быть, опять какая–то бюрократическая заминка. Вот и звучит все чаще: "Я устал, я ухожу".
Консолидация происходит на всех рынках во всей стране. Этому в том числе способствует жесткое законодательное регулирование. Очевидно, что небольшим региональным сетям сложно выдерживать административные и прочие нагрузки на фоне снижения покупательной способности населения. Конечно, крупные сети, появляясь в регионах, приносят другой уровень организации работы. Как правило, это качественная продукция, низкие цены и промоакции. Но одновременно крупные сети влияют на экосреду, которая существует вокруг малых компаний и сетей, где владельцы знают своих покупателей в лицо. Понятно, что в крупных форматах такого не будет происходить. Если потребительский спрос будет и дальше падать, а законодательство будет еще жестче, то консолидация будет продолжаться.
Илья Ломакин–Румянцев
Руководитель Центра Развития Потребительского Рынка Бизнес–Школы "Сколково", Экс–Глава Ассоциации Компаний Розничной Торговли (Акорт)
Небольшим форматам, таким как "Полушка", очень тяжело выживать. Если национальные монстры Х5, "Магнит" или "Дикси" садятся рядом, то это сразу практически потеря всего заработка.И, если локальная сеть может быстро перестроиться и добавить в ассортимент товары, которые не купить у федералов, тогда еще можно терпеть. Но большинство мини–маркетов и локальных сетей торгуют тем же товаром, пытаясь выиграть за счет близости к покупателю. Мы в "Естном" пытались перестроить магазины, сделать их отличающимися от всех, но не хватило времени и средств.
Алексей Гулый
экс–глава сети магазинов "Естный"
Слухи о проблемах "Полушки" / "Лайма" так долго муссируются, хочется, чтобы что–то произошло и настала ясность. Если это произойдет, передел рынка не будет значительным, они занимали не такие большие доли, так что переход этих магазинов к нескольким сетям существенно не изменит расстановку сил на рынке. Для нас, как для производителей, адрес доставки остается прежним, посмотрим, кому достанутся магазины и насколько изменится ассортиментная матрица. Увеличения "закупочного" давления из–за закрытия местных игроков мы уже не боимся, ведь в городе и так велика концентрация сетей. Существенным изменением будет уже разве что объединение "Магнита" с X5 (что, к счастью, слабо вероятно в ближайшее время). Хорошо, что на рынке развиваются финансово устойчивые компании с понятной и долгосрочной стратегией, пусть и жесткие переговорщики.
Дмитрий Пинчуков
председатель правления ГК "Галактика" (бренды "Большая кружка", "Свежее завтра" и др.)
Последнее время сделки по покупке сетями проходят через переуступку права аренды помещений, а не через покупку юридического лица, как это было раньше. Переуступка — это договор между бывшим и новым арендатором и владельцем помещения. Она происходит намного быстрее, не требуется аудит юрлица, нет риска, что поставщики предъявят требования к его новому собственнику.Иногда по отдельному договору покупается торговое оборудование, товар обычно возвращается поставщикам — либо объявляются акции, и он распродается. У "Полушки" в собственности много магазинов, поэтому в их случае будут и просто договоры купли–продажи.В Петербурге идет зачистка рынка, мало кто из крупных местных сетей остался. Ретейлеры понимают, что им остается разве что быть нишевыми игроками со своей клиентурой, например как "Супер Бабилон" и "Лэнд". Потому что просто в лоб сейчас конкурировать с федералами невозможно. Играет роль масштаб и технологии, важна работа с поставщиками, персоналом, собственниками помещений и банками.
Николай Габышев
управляющий партнер инвесткомпании Peregrine Capital