С раскосыми и жадными очами. МТС создаст платформу для м–коммерции по азиатской модели

Автор фото: ТАСС

"Мобильные телесистемы" (МТС) утвердили обновленную стратегию на 2019–2021 годы, согласно которой "будут предоставлять абонентам сервисы, объединенные в единую экосистему".

В прошлом году нечто подобное пытался реализовать "ВымпелКом" (ТМ "Билайн"), который летом 2017–го запустил онлайн–платформу VEON. Платформа строилась вокруг мессенджера и медийных сервисов и была нацелена на сектор мобильной коммерции. Год спустя новый генеральный директор "ВымпелКома" Василь Лацанич пообещал полностью обновить интернет–платформу VEON. Причиной тому он назвал неоправданные ожидания компании.
Mail.Ru Group (аффилирована с "МегаФоном") также намерена создать "новую платформу электронной коммерции и локальных сервисов" на базе сервисов доставки еды и классифайдов. Об этом говорится в отчетности компании за III квартал 2018 года.
Теперь строительством экосистемы озаботились МТС. Очевидно, их платформа также будет нацелена на рынок мобильной коммерции РФ, который в 2018 году вырастет до 2,5 трлн рублей (против 2,16 трлн годом ранее). Это примерно в 2,7 раза больше, чем весь рынок мобильной связи РФ.
Сейчас основными бенефициарами рынка м–коммерции в РФ являются финансовые институты, онлайн–магазины, коммуникационные платформы. Сотовые операторы уже много лет пытаются отвоевать себе место под солнцем, но пока без особого успеха. Экспансия сотовиков в сектор финансовых услуг провалилась, их многолетние попытки составить конкуренцию мессенджерам закончились ничем.
В части строительства платформ для м–коммерции наибольшего успеха добились азиатские страны (США и Европа в этом плане немного отстали, но очень стараются наверстать упущенное). Там разрозненные мобильные приложения успешно интегрируются в популярный и развитой сервис (типа социальной сети или мобильного кошелька), формируя экосистему.
Самая известная экосистема мобильной коммерции — WeChat. Это китайская мобильная коммуникационная платформа с миллиардом пользователей, которые внутри системы заказывают такси, еду, лекарства, оплачивают счета и покупают билеты в кино. На базе платформы работают отдельные приложения, созданные сторонними компаниями. Такая схема работы возможна благодаря API — разработчики создают мини–приложения внутри одного большого.
Похожую экосистему построил Go–Jek — индонезийский стартап, который начинался как сервис для байкеров. Сейчас это целый комбайн, объединяющий 18 приложений, включая мобильный кошелек и сервисы оплаты счетов. С помощью Go–Jek можно вызвать такси, заказать товары, продукты или услуги — естественно, с доставкой. Весной Go–Jek начал экспансию на рынки Вьетнама, Таиланда, Сингапура и Филиппин.
Похожие трансформации бизнеса в сегменте м–коммерции проводят такие азиатские гиганты, как Alipay и Baidu. Азиатская модель эволюции мобильной коммерции вполне может найти применение в России. Отечественный сектор мобильной связи находится в сильной зависимости от восточных партнеров.
Доля китайского оборудования на российских сетях связи — под 90% (данные альянса производителей телеком–оборудования ТЕЛМИ).
Самые продаваемые в РФ смартфоны — китайского производства (данные GfK). Сотовый ретейл в РФ уже построен по азиатской модели. А самые популярные у россиян мобильные приложения для шопинга — AliExpress, Joom, Wish, Pandao — предназначены для заказа китайских товаров.