Без общего языка. Украшения, ремонт и новое жилье — "ДП" составил октябрьский рейтинг госзакупок

Автор фото: Ермохин Сергей

Технические характеристики, деловая репутация, разное понимание русского языка стали причинами разногласий подрядчиков и заказчиков в октябре.

Дирекция транспортного строительства и Фонд капитального строительства и реконструкции решили обрести подрядчиков на ремонт Рыбацкого моста и проект приспособления здания под нужды историко–литературного музея Пушкина (начальные цены контрактов — 9,8 млн и 20,7 млн рублей соответственно). Однако городское Управление антимонопольной службы (УФАС) предписало итоги отменить, тендеры провести заново. Недовольство УФАС вызвала необходимость подтверждения деловой репутации по определенному ГОСТу. Ранее глава ведомства Вадим Владимиров написал в "ДП", что эта уловка уже стала традиционной для заказчиков.

Заселят по традиции

В октябре петербургский комитет имущественных отношений (КИО) разыграл на аукционах более 2,3 млрд рублей на закупку за бюджетный счет (путем участия в долевом строительстве) жилья для различных льготников (многодетных семей, ветеранов, сирот, расселения коммуналок или аварийного жилья). Состоялись все закупки, кроме тендера на 34,4 млн рублей. Видимо, потому, что город захотел от застройщиков того, что сейчас на рынке не то чтобы в избытке, — однокомнатных квартир площадью от 31 до 33 "квадратов" с изолированной комнатой. Причем весьма срочно — в домах со сроком ввода не позже 15 декабря 2018 года.
На аукцион заявился всего один участник — ООО "ЛСР. Недвижимость — Северо–Запад", — намеревавшийся продать городу вместо 15 квартир 15 студий. Такая заявка была признана несоответствующей, аукцион не состоялся. Отметим, что город не в первый раз объявляет такую закупку. В сентябре 2018 года вообще не нашлось желающих участвовать в аукционе.
Городские власти и раньше запрашивали на рынке однокомнатные квартиры. И "ЛСР. Недвижимость — Северо–Запад" с такими требованиями справлялась. Несмотря на требование по изолированности комнат, все же был более либеральным метраж — в диапазоне от 33 до 42 м2. Всего в 2018 году компания участвовала в аукционах на общую сумму 2,3 млрд рублей, во всех победила, снизив начальную цену на 122 млн рублей.
"ЛСР. Недвижимость — Северо–Запад" — традиционный поставщик квартир в рамках госзаказа. В прошлые годы такие подряды доставались также ООО "СК "Дальпитерстрой". В октябрьских тендерах эта компания не принимала участия.
Но еще не вечер: план по закупкам жилья в ближайшие 2 года — 9 млрд рублей (в июле КИО объединил бюджетные инвестиции на покупку жилья 2018 и 2019 годов). В комитете сообщалось, что объявление новых аукционов запланировано на ноябрь 2018–го.

Празднику быть?

В октябре с трудностями по ряду аукционов при определении подрядчиков на праздничное оформление города к Новому году и Рождеству опять столкнулось ГКУ "Городской центр размещения рекламы и праздничного оформления". Пул недовольных отправился в УФАС опротестовывать итоги рассмотрения заявок на аукционах с общей начальной ценой 38 млн рублей. Достичь цели и стать победителем удалось не всем, несмотря на промежуточные победы в УФАС. К примеру, ООО "Луч" обжаловало аукцион на 16,8 млн рублей на оформление Московского пр. и Ушаковской развязки, ООО "Завод металлоконструкций" — аукцион на 12,7 млн рублей по оформлению Конногвардейского бульвара. Их жалобы были отклонены, победителю — ООО "Омега" — удалось сохранить контракты.
ООО "Техмаш", хотевшее украшать Литейный, Загородный и Владимирский пр. и ул. Марата (начальная цена контракта — 5,04 млн рублей), тоже полагало, что его заявку незаконно отклонили, и добилось пересмотра. В итоге к аукциону допустили четырех потенциальных подрядчиков.
Компания "Волгобалт Медиа" добилась пирровой победы. Она обращалась в УФАС по поводу аукциона за 3,5 млн рублей на оформление Петербурга световыми консольными композициями на опорах освещения. Жалоба по поводу отклонения заявки была признана частично обоснованной. Но приз в виде контракта, скорее всего, достанется тому, кто сильно сыграл на понижение. Победителем признана фирма, которая больше чем в 3 раза упала в цене (до 1,04 млн рублей). Основания, по которым компании подавали жалобы, не редкость, полагают эксперты. Одни "спорят по технике", другие по–разному с заказчиками трактуют нормы русского языка (см. "Комментарии"). "Волгобалт Медиа" указывала, что в документации заказчик требовал указать электрическое сопротивление токопроводящей жилы провода питания при определенной температуре, а также предел прочности материала болта на растяжение. В УФАС согласились с тем, что эти требования к товарам могут быть определены только в результате испытаний определенной партии товара.
Ситуация, когда от поставщиков требуют сведения, которых они не знают при заполнении заявки, возникают довольно часто, говорят участники рынка. "Например, время высыхания краски. Его можно узнать, только если что–нибудь покрасить и оставить сушиться. Если поставщик не знает параметра краски или у него нет нужного документа, то он не заявится на торги. Хотя бывает, что такие требования попадают в документацию не преднамеренно, а из–за некомпетентности", — рассказывают участники рынка. И советуют недовольным не бояться браться за перо: "Можно написать сначала запрос на разъяснение. Бывает, после этого заказчики исправляют документацию, не доводя до заседания в контрольных органах".
Также нередко заказчики и подрядчики вступают в лингвистические споры. Одна из компаний, участвовавшая в "праздничных" аукционах, разошлась с заказчиком, например, в трактовке формулировки "не менее". Бывают и другие камни преткновения. "В требованиях к бетону было указано: цемент должен быть быстротвердеющий, нормальносхватывающийся или быстросхватывающийся. Оказалось — вопреки логике русского языка — из трех перечисленных видов надо было соответствовать не одному показателю, а двум. В протоколе рассмотрения первых частей заявок было сказано, что "если показатели перечислены через знаки препинания следом друг за другом — следует указывать все перечисленные показатели". Поэтому нам вменили отсутствие одного показателя", — посетовали в одной из городских компаний.
Поставщикам рекомендую очевидное — тщательно изучать документацию торгов. Обращайте внимание на требования к участникам и правила национального режима, которые изменились в этом году. Теперь если не приложить документы, которые подтверждают, что товар сделан в России или странах ЕАЭС, то такую продукцию оценят как иностранную, заявку отклонят или снизят цену на 15%. Есть заказчики, которые отказывают участникам, если те не записали конкурсную заявку на диск или не представили сертификат о деловой репутации. Также до 30 июня 2019 года обеспечить заявки на участие в электронных процедурах можно только деньгами, банковскую гарантию не примут. Это важно тем, кто планирует участвовать в электронных конкурсах, ведь придется заморозить деньги на спецсчете.
Дмитрий Сидаев
тендерный эксперт
Участвовали в Петербурге в торгах на демонтаж торговых павильонов. Пострадали в том числе из– за русского языка. Например, при форматировании заявки у нас в описании ГОСТа потерялось тире. Нам объяснили, что это важная фактическая ошибка: якобы мы ссылаемся на несуществующий документ. Для участия нужно было заполнить таблицу заказчика. Она была в формате PDF, поэтому пришлось перенабирать ее вручную. В таблице необходимо было указать расходные материалы, которые планируется использовать при исполнении контракта. Например, требовалось использовать гвозди, соответствующие определенному ГОСТу, и указать диаметр и высоту головки, значение отклонения от соосности головки относительно стержня, теоретическую массу и прочее. В итоге к торгам допустили только одного подрядчика из четырех участников. Он и стал победителем. У остальных компаний, как и у нас, нашли по одной–две ошибки аналогичного толка.
Участник торгов, пожелавший остаться неназванным