Привязаны к "пластику". Клиенты банков переходят на виртуальные карты

В России растет популярность виртуальных банковских карт. Сейчас подобную услугу можно встретить практически у каждой кредитной организации. Помимо банков развитием виртуальных карт заинтересовались мобильные операторы и платежные онлайн-системы.

Фактически единственное отличие виртуальной карты от обычной пластиковой —  отсутствие какого-либо физического носителя. В остальном через такую карту можно оплатить практически все — от госуслуг до проезда в метро.

В Интернете и в реальности

Первые виртуальные банковские карты появились в 2011 году. Тогда корпорация Google презентовала облачный кошелек Google Wallet, в котором можно было создавать виртуальные карты онлайн. Единственным предназначением таких карт была оплата покупок в Интернете. Уже в наше время виртуальную карту можно использовать и в реальном мире, а не только для онлайн-шопинга, для этого достаточно привязать ее к какой-либо интерактивной платежной системе — Apple Pay, Android Pay или Samsung Pay. Кроме того, бесконтактная технология платежей также позволяет снимать с виртуальной карты наличные в банкоматах.
По данным опроса Mediascope, в Северо-Западном регионе виртуальными картами и электронными кошельками чаще всего оплачивают мобильную связь — 87,9% респондентов, покупки в интернет-магазинах — 81,5% и коммунальные услуги — 73,6%. За билеты в кино, театры, музеи и на концерты платят 60,4% опрошенных, отправляют денежные переводы — 58,7%. Следующие по популярности категории: билеты на поезда и самолеты — 57,2%, доставка еды — 55,9%, штрафы ГИБДД, налоги и госпошлины — 48,4%, заказ такси — 47,3%, пополнение транспортных карт (городской транспорт) — 33,3%.
Пресс-служба "Яндекс.Денег" отметила, что самые популярные места, где расплачиваются виртуальными банковскими картами, — это аптеки, магазины одежды и кинотеатры. Средний платеж по России и в Петербурге составляет 1,2 тыс. рублей.
"Если смотреть по категориям, то чаще всего с помощью "виртуалок" россияне оплачивают продукты питания, счета в ресторанах и заказы в службах доставки готовой еды, проезд в общественном транспорте, бензин и мобильную связь. При этом любопытно, что в офлайне виртуальные карты, изначально задуманные для платежей в Сети, используются чаще, чем в онлайне: на офлайн приходится 56% платежей, на онлайн — 44%. Ситуация диаметрально поменялась буквально за год: в прошлом году "виртуалками" платили в большинстве своем в онлайне —  61% против 39% в офлайне", — рассказал "ДП" представитель компании.
При этом популярность каких-либо операций по виртуальным картам может отличаться от банка к банку. Например, в АК Барс банке виртуальные карты чаще всего используют для оплаты коммунальных платежей, госуслуг и переводов между картами. Средний чек операции составляет 2,5 тыс. рублей.
В банке "Русский Стандарт" похожая ситуация, но популярностью также пользуются операции по оплате компьютерных игр, страховых услуг и розничных магазинов. Также в банке отметили, что большая часть операций по их виртуальным картам совершается внутри страны и лишь 39% приходится на зарубежье. Средний чек здесь уже выше — 4 тыс. рублей.
В Почта банке отметили,что наблюдают определенную тенденцию в использовании виртуальных карт: в период праздников покупательская активность населения традиционно возрастает, часть покупок, соответственно, оплачивается и виртуальными картами. Средний чек в Почта банке составляет 1 тыс. рублей.

От нескольких тысяч до миллионов

По информации сервиса "Яндекс.Деньги", на платформе было выпущено более 17 млн "виртуалок", в прошлом году этот показатель был на уровне 11 млн. Аналитики связывают такой рост с развитием интернет-торговли, а также популяризацией систем бесконтактной оплаты.
"Виртуальная карта незаменима, когда нужно быстро. Она моментально выпускается с любого гаджета, нужен только доступ в Интернет, и сразу можно платить — и в офлайне, и в онлайне: у карты есть все нужные для платежей реквизиты — номер, срок действия и код CVC. Например, пошел на прогулку, кошелек оставил дома, взял с собой только мобильный, и вдруг захотелось кофе с мороженым!" — пояснили в пресс-службе "Яндекс.Денег".
В Почта банке заявили, что у них около 4,5 млн держателей виртуальных карт.
"Владельцами виртуальных карт в основном являются женщины, их на 7,5% больше, чем мужчин (53,78% и 46,22% соответственно). Что касается возраста, 50% наших клиентов — от 23 до 37 лет", — отметили в пресс-службе компании.
Там добавили, что больше всего виртуальных карт имеют москвичи (20,24%), на втором месте идут жители Северо-Запада (14,76%), а на третьем —Сибирь (12,50%).
В пресс-службе АК Барс банка рассказали, что по итогам III квартала 2018 года количество пользователей виртуальных карт составляет более 81 тыс. Лидером по транзакциям стали Казань — более 127 тыс. и Москва — почти 9 тыс. транзакций. В банке добавили, что в Петербурге за III квартал этого года было проведено 240 транзакций. Средний возраст активного пользователя составляет 35 лет.
В пресс-службе Промсвязьбанка отметили, что несколько тысяч клиентов имеют виртуальные карты.
"В основном это очень активные пользователи интернет-магазинов, финансово грамотные люди, которые заботятся о своей безопасности и бюджете", — добавили в кредитной организации.
В Тинькофф банке уточнили, что пользователями виртуальных карт являются клиенты компании, которые имеют дебетовые карты. Средний возраст клиентов оценивается в 34 года — в основном это жители Петербурга и Москвы. Там добавили, что относительно всего карточного портфеля кредитной организации на долю Петербурга приходится 13% клиентов. Точного количества виртуальных карт там назвать не смогли.
В банке "Русский стандарт" также рассказали о популярности виртуальных карт среди пользователей. На данный момент доля всех предоплаченных карт компании составляет почти 40%.
Электронная система WebMoney тоже занимается выпуском виртуальных карт, но, как отметили в пресс-службе компании, у компании пока "нет цели быть дилером платежных систем, таких как Visa, Master Card, "МИР".
"Наш основной продукт — это электронный кошелек, пользователями которого являются около 40 млн человек. Виртуальную карту получают участники системы, которые хотят расплатиться со своего электронного кошелька, но в интернет-магазине или сервисе пока не принимают WebMoney", — пояснили в пресс-службе.
У клиентов Сбербанка появилась возможность получить виртуальную карту через мобильное приложение только 15 октября 2018 года. Первые итоги кредитная организация пока не подвела, но в пресс-службе отметили, что "сейчас идет активный рост клиентской базы".
Несмотря на то что рост пользователей виртуальных карт среди физических лиц увеличивается, банки не забывают и о юридических лицах. По информации пресс-службы Альфа-Банка, "виртуалки" для предприятий малого и среднего бизнеса от кредитной организации появились в мае 2018 года.
"В данное время активно пользуется виртуальными картами около 11 тыс. клиентов, причем по мере того, как клиенты узнают и тестируют новый продукт, заказ и выпуск карт увеличивается. Мы ожидаем значительного роста выпуска таких карт — это удобный продукт. Для компаний малого и среднего бизнеса важна простота и скорость банковских решений", — рассказали в Альфа-Банке. 

Привязать к смартфону

Игроки банковского рынка почти единогласно говорят о плюсах виртуальных карт. Многие отмечают удобство "виртуалки" для онлайн-покупок, но при выходе в офлайн карту все-таки придется привязать к своему телефону для оплаты товаров.
"Чтобы совершать привычные повседневные покупки офлайн, виртуальную карту нужно привязать к смартфону, который может не всегда оказаться у клиента под рукой", — пояснили в пресс-службе Тинькофф банка.
В АК Барс банке одним из минусов также назвали то, что нельзя сделать покупку в офлайн-магазинах без привязки к смартфону.    
В пресс-службе банка "Русский стандарт" добавили, что "виртуалки" отвечают всем требования безопасности, включая, например, поддержку 3D-Secure. Кроме того, отсутствие пластикового носителя исключает вероятность потери или кражи карты.
"Виртуальные карты также полезны, когда не хочется "светить" в Интернете свою основную зарплатную карту — например, при шопинге в интернет-магазинах, при бронировании гостиниц или на незнакомых сайтах", — пояснили в пресс-службе "Яндекс.Денег".