На первый беглый взгляд, наши молодые (по крайней мере, идеологически) независимые и бездомные (или подвально–чердачные) театры не обделены вниманием. "Прорыв" дает им премии и устраивает фестиваль, а с некоторых пор даже привозит гастролеров. Летний фестиваль "Точка доступа" показывает готовое и продюсирует собственную (анти) театральную продукцию. Форум "Площадка" проходит по осени уже в третий раз. Даже фестиваль "Александринский" отдал в этом году молодым да ранним целый день на Новой сцене. Даже Театральный музей устраивает так называемый фестиваль, а по сути — годичный цикл спектаклей разных трупп "Здесь и сейчас". Это так, навскидку.
Вроде бы все хорошо, жизнь налаживается, а все равно каждый фестиваль (субсидируемый, заметим, городским комитетом по культуре) проводится как в последний раз. Каждый — на нервах и героическом пафосе. Каждый — как будто дыру в мироздании закрывает. Оно и понятно: показывать независимые (в том числе от денег) театральные проекты не в минус — до сих пор задачка почти неразрешимая, а фестивальные шапки хоть на один раз, да прикрывают горячие головы (заметим, пока сами шапки удается кроить из лоскутков комитетского бюджета). Из неоспоримых достоинств независимых театральных фестивалей вытекает их главный недостаток — необъективность. Раздать всем сестрам по серьгам — так серег, даже дешевеньких, на всех не хватит. Да и собрать сестер на раздачу непросто — у кого фестиваль, а у кого елки.
Исходя из вышеизложенного, любая просящаяся на язык критика программы форума независимых театров "Площадка. Vol. 3", который пройдет по преимуществу в "Скороходе" 21–29 октября, будет нерелевантной. Тут есть основная и параллельная программы, серия public talk и читки "Эхо Любимовки" — все как у людей. Два фальстарта — гастроли пластического театра Олега Жуковского из Новосибирска и мастер–классы Ивана Вырыпаева — уже прошли, "Эхо Любимовки" закончится 20 октября, а 21–го — внезапно — запланировано официальное открытие: спектакль Романа Кагановича "Посмотри на него" по книге Анны Старобинец, которую не прославил или ославил в "Фейсбуке" только ленивый.
Пробежимся: Театр Post играет своего "Диджея Павла" в студии "Сдвиг" 22 октября, 23–го — открытый показ лаборатории Семена Александровского "Человек. Среда обитания", собственное фестивальное производство неясного предназначения. 24–го в Петрикирхе — созданная Еленой Павловой год назад петербургская версия "оперы" Александра Маноцкова "Снегурочка" (жанровое обозначение взято в кавычки мною, автором, глубоко сомневающимся в законности такового, но это ремарка в сторону). 26–го в "Скороходе" пойдет "Солнечная линия" Вырыпаева — да не та, которая в Александринке, а совсем другая, из Ростова–на–Дону, поставлена Владимиром Морозовым для себя и Ксении Земмель. Премьера песни про сексуальное и психологическое насилие Abuse Opera от "Театра. На вынос" состоится 27 октября, как и спектакль из московского ЦИМа Siri. 28 октября — премьера хозяйки "Скорохода" Татьяны Вайнштейн "Точка и линия на плоскости" не совсем по Кандинскому. В финале 29–го покажут проект, сделанный швейцарской командой Magic Garden и адаптированный Семеном Александровским еще для "Точки доступа": спектакль–игра "Questioning / Кто ты?" может из инклюзивного превращаться в инвазивный, так что зрителям стоит быть настороже.
Параллельная программа столь же насыщенна и пестра — от "Технотеатра" Ильи Деля до "Перфобуфета" Артема Томилова, от поэтических прогулок Poe.Tri до визита в знаменитую уже "Квартиру" Бориса Павловича на Мойке. Предсказать, что нас ждет на каждом из предлагаемых представлений, непросто — в том, видимо, весь замут. "Площадка", как следует из ее расписания, специализируется не столько на поиске первоклассных независимых проектов, сколько на "крышевании" тех, что наросли за отчетный период. Вот и в миссии фестиваля черным по белому прописана горизонтальность вместо выстраивания какой бы то ни было иерархии. Не будем выставлять оценки и мы. Лучше просто смотреть.