Слегка ожившие мертвецы. "Байки из грота: 50 историй из жизни древних людей" Станислава Дробышевского

Автор фото: Jordi Paya
В наши дни любая популярная книга по истории, где хоть с какого бока упоминается Россия, может вызвать мордобой друзей, развал семьи и прочую мелкую гражданскую войну. По этой причине интеллигентный человек сегодня бесстрашно обсуждает лишь какое–нибудь смеющееся Средневековье — или вообще уходит в доисторические времена, задраивая за собой танковый люк. Именно этим, пожалуй, и можно объяснять успех "Баек из грота" антрополога и биолога, доцента биофака МГУ Дробышевского.
У этой книги есть два несомненных достоинства: во–первых, она замечательно структурирована, а во–вторых, в ней Россия представлена лишь геотегами, поскольку речь идет о периоде между 2,7 млн и 12 тыс. лет назад. А тогда никакой России не было, как бы невыносимо это для патриотического уха ни звучало. Тогда с любой государственностью была напряженка.
Что до структуры книги, то она понятна и — как бы поточнее сказать — наглядна настолько, что труд Дробышевского можно поглавно публиковать в Cosmopolitan, читательница которого давно привыкла к классификациям типа "Три главных цвета сезона", "10 способов познакомиться в баре", "50 историй из жизни…" (и это не ирония, а комплимент и "Байкам…", и Cosmo).
Более того, каждая глава написана по столь же ясному шаблону.
Сначала — время и место предполагаемого события (то–то тогда–то и там–то).
Потом — реконструкция в стиле: "Бескрайним зеленым морем колыхался перед древним человеком девственный лес. Человек был голоден и сжимал в руке грубо отесанный камень. Он устал, просидев в засаде весь день, и не заметил, как быстрая тень…"
Далее — самый любопытный раздел, "Улики", — о том, какой олдувайский отщеп и проломленный череп где был найден и как это дело можно трактовать. Порой автор, увлекаясь описанием раскопок, прибегает к методам историка Соловьева, который в своей "Истории России" легко уделял десяток страниц для перечисления трех сотен деревень, включенных в завещание очередного князька.
Ну а в завершение главки — список литературы и вывод типа "археологам и палеогенетикам еще предстоит пролить свет на эти загадки".
И так, одна за одной, все 50 глав и 450 страниц (с картинками).
Сначала это завораживает, как появление оживших мертвецов. Но довольно скоро начинает напоминать прогулку по Южному кладбищу: портрет в овале, золотая веточка, пирамидка со звездочкой, портрет в овале, снова пирамидка — и так до горизонта.
Проблема в том, что число занятий человека доисторического было невелико. Ну собирательство–охота (включая охоту на себе подобных). Ну огонь–очаг–дети. Ну примитивное искусство, ну религиозный обряд. На 50 разнообразных рассказов не тянет. За миллионы лет жизнь на Земле на переходе от австралопитеков к сапиенсам дала сюжетов меньше, чем за десяток лет на переходе от стационарных телефонов к мобильным. А язык автора, посредством которого эта немудреная жизнь воскрешается, — это язык условной Александры Марининой, то есть среднего технического перевода. И если детективщицу Маринину спасает лихая фабула, то антропологу Дробышевскому такую фабулу взять неоткуда. А сквозной сюжет, могущий удерживать внимание (скажем, рассказ о том, как развивались археология, антропология или палеонтология), тоже отсутствует. Какие–нибудь мадленская эпоха или денисовский человек возникают в книге на секунду, как тени от костра в пещере, — и упрыгивают вновь в темноту.
В общем, тому, кто хочет разобраться с происхождением человека как вида, я бы рекомендовал скорее блестящий двухтомник Александра Маркова "Эволюция человека".
А "Байки из грота" — отличное подспорье для подростка, которому в школе велели написать реферат. Что, в общем, тоже неплохо.