Не катит. Смольный заподозрил новые пункты самокат-шеринга в самоуправстве

Автор фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

В Центральном районе Петербурга установили пять станций проката самокатов. Работы начались в начале недели, а уже к пятнице они завершились. Сейчас парковки работают в тестовом режиме, а через несколько дней их планируют запустить для пользователей. Стоимость одной станции оценивается в 360 тыс. рублей, срок окупаемости проекта составляет около года. В компании Samocat sharing говорят, что согласовали установку со Смольным, но чиновники имеют другое мнение. По их словам, парковки были установлены незаконно.

Первые пять станций проката самокатов появились у "Адмиралтейской", "Сенной площади" и "Гостиного Двора", также парковку установили на Марсовом поле и на Крестовском острове.  Установка одной станции занимает около 20-30 минут. Самокаты, которые будут стоять в городе, сделаны в Китае, по французскому дизайну. А станции — это полностью российская разработка фонда "Сколково".
По словам операционного директора Samocat sharing Дениса Медведева, компания планирует проанализировать реакцию жителей и оценить работу технических служб до прихода первых морозов. После этого парковки активно начнут готовить к запуску в марте 2019 года.

Транспорт "последней мили"

Каждая станция рассчитана на 12 парковочных мест. Первое время в городе будет работать всего 50 самокатов.
"Петербург очень большой, у него очень большая емкость. По нашим данным, около 100-150 станций будет нормально для города. Люди берут самокаты в качестве транспорта "последней мили". Они за счет него сокращают расстояние от метро до работы или до каких-то мест притяжения. Для перемещения на небольшие расстояние (от 3 до 5 км) самоката более чем достаточно", — сказал Медведев.
Он добавил, что новые станции появятся уже в следующем году. Стоимость проезда будет такая же как в Москве — 90 рублей в час, 2 рубля в минуту и 500 рублей в день.
"Сейчас в мире происходит конкуренция транспорта "последней мили", и у нас решение уникальное. Станции позволяют говорить о безопасности. Есть возможность установить как электрические, так и не электрические самокаты. У каждого из них может быть свой тариф — такое комбинированное решение у нас", — добавил представитель компании.

Своеобразная франшиза

Операционный директор Samocat sharing говорит, что проект парковок для самокатов — это "своеобразная франшиза". "Мы ставим партнерские станции, мы их производим, а дальше находится партнер или предприниматель, который их устанавливает на своей площадке. Мы всячески этому содействуем", — пояснил Медведев.
По его словам, компания вышла с предложением об установке станций к петербургскому комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Чиновники, говорит Медведев, эту идею поддержали.
Однако в Смольном придерживаются другой позиции — в пресс-службе КРТИ dp.ru сообщили, что размещение станций проката самокатов не было в Петербурге согласовано. Чиновники заявили, что установка парковок у "Гостиного Двора" — это самоуправство, которое влечет за собой наказание в соответствии с действующим законодательством.
"В части согласования размещения станций необходимо как минимум согласовать внешний облик станций проката самокатов с комитетом по градостроительству и архитектуре, а их размещение на территориях, находящихся в собственности Петербурга, с комитетом имущественных отношений", — заявили в КРТИ.
Там добавили, что согласно ПДД, пользователи самокатов не относятся к категории водителей и являются пешеходами.
"Эти факторы будут определять виновность участников движения в случае возникновения происшествия", — пояснили в ведомстве.
Там добавили, что для предотвращения конфликтов с другими участниками движения в Петербурге необходимо создать условия для движения на самокатах в зеленых зонах на рекреационных и прилегающих к дорогами внутриквартальных территориях.
"Помимо согласований, остальные вопросы лежат на нас. Сам по себе технический запуск сети очень простой — станцию подключил, воткнул в нее SIM-карту, и она в начинает работать в облаке. Это все довольно быстро может развиваться", — пояснил представитель компании.
Он отметил, что в Москве подобные станции работают с июля. В городе запущено 25 парковок. За этот период было завершено более 20 тыс. поездок.

С любовью из Сколково

По словам Медведева, самокаты с французским дизайном будут производиться в Китае. А станции полностью российского производства. "Мы металл производим в Калининграде, электронику в Зеленограде, а сами станции собираются в Москве в Сколково. Наша компания резидент Сколково. Мы настоящий технологический стартап", — отметил Медведев.
Он добавил, что заказы на продукцию поступили из 15 городов и 10 стран. В данный момент компания проводит переговоры с мэрией Парижа об установке станций проката.
Расчетный срок окупаемости инвестиций составляет около одного сезона. Медведев также говорит, что в Москве при установке станций столкнулись с проблемами — например, речь идет о прочности замков и вандализме.
"Были попытки выломать замки, потом мы их заменили, и это стало невозможно сделать. С помощью страховки это все можно будет решить. Сейчас мы проводим тендер среди страховых компаний", — пояснил Медведев.
Он отметил, что при страховке оборудования рисков больше, чем при страховании поездок — из-за этого не все компании соглашаются работать со станциями проката самокатов.