Время продавать банки. Энергомашбанк перешел к новым владельцам

Автор фото: Роман Яндолин
Глава Энергомашбанка Геннадий Ветров

Акционеры петербургского ПАО "Энергомашбанк" продали его группе физических лиц, связанных с нефте– и газотрейдингом, а также транспортировкой и перевалкой энергоносителей. Цену сделки стороны не называют. По оценкам экспертов выходит, что сумма покупки составила 0,4–1,3 млрд рублей. Приобретение банка сейчас — весьма смелый поступок, полагают финансисты.

Официальное сообщение о продаже банка должно быть опубликовано сегодня. Как сообщил вчера "ДП" источник в кредитной организации, прежние акционеры продали 99,85% акций. "Осталась незначительная доля прежних миноритариев банка", — поясняет он.
По словам источника, сумма сделки не раскрывается. Однако прежние акционеры полностью удовлетворены предложенной покупателями ценой, которую они оценивают как "чуть выше рынка".
Часть опрошенных "ДП" экспертов справедливой оценкой банков в России сейчас считает уровни 0,3–0,5 собственного капитала (см. комментарии на стр. 5). Однако некоторые допускают, что в отдельных случаях цена банка может приближаться к собственному капиталу. У Энергомашбанка этот показатель составляет примерно 1,3 млрд рублей. Соответственно, эту сумму можно считать верхней планкой для суммы сделки по его покупке. А нижней — 390 млн рублей, что соответствует 0,3 собственного капитала.
"Мы высоко оцениваем качество нового актива, рассматриваем это приобретение как стратегически важное и намерены полностью сохранить нынешний потенциал банка, — говорит представитель группы инвесторов Михаил Локшин. — Поэтому не планируем существенных изменений в руководстве и менеджменте банка. Мы также считаем необходимым сохранить и приумножить существующий пул проектов и клиентов банка, в том числе за счет новых услуг и новых сфер деятельности".
Среди новых сфер деятельности Энергомашбанка Михаил Локшин называет обслуживание нефте– и газотрейдинга, а также инфраструктурных и логистических проектов, связанных с транспортировкой и перевалкой энергоносителей.

Преемственность и новизна

Председатель совета директоров и бывший крупнейший акционер Энергомашбанка Павел Селезнев считает состоявшуюся сделку лучшим свидетельством привлекательности актива. "Мы заключили выгодную сделку с группой инвесторов, которая откроет перед банком новые возможности, — говорит он, — топ–менеджмент и состав совета директоров не изменятся. Энергомашбанк продолжит работать в обычном режиме".
Геннадий Ветров, генеральный директор — председатель правления ПАО "Энергомашбанк", также уверен, что сохранит свое место и коллектив банка. "Нынешняя сделка нетипична для современного российского банковского рынка. В последнее время мы привыкли наблюдать, как уставшие собственники избавляются от отягощающих банковских активов — "чемоданов без ручки", — отмечает он. — В случае с нашей сделкой ситуация в корне противоположная. Не нынешние акционеры избавились от актива, а новые приобрели, предложив весьма привлекательные условия. Что уже примечательно — на плохие активы (а на российском банковском рынке таковых, к сожалению, сейчас немало) трудно найти частного покупателя. Наш банк по всем параметрам находится в хорошем, стабильном состоянии. Именно поэтому новые собственники планируют сохранить менеджмент и коллектив сотрудников банка. Ожидается, что на предстоящем в ближайшее время внеочередном собрании акционеры подтвердят полномочия нынешнего состава совета директоров".
Как рассказывает Геннадий Ветров, новые собственники приводят за собой обширный пул клиентов и проектов, которыми банку теперь предстоит заниматься.
"Это значит, что банку гарантирована солидная подушка безопасности, — излучает оптимизм банкир. — Открытие новых направлений деятельности и перспективных проектов повысит устойчивость бизнеса".

Перспективы зависят от опыта

По словам опрошенных "ДП" финансистов, перспективы получения прибыли покупателями региональных банков зависят не только от уплаченной цены, но и от их опыта ведения банковского бизнеса.
"Банковский бизнес не относится сейчас к категории высокодоходных и перспективных, — констатирует Алексей Коренев, аналитик ГК "ФИНАМ". — Особенно с учетом непростой внешнеполитической конъюнктуры, рисков введения против отечественных банковских учреждений дополнительных санкций со стороны стран Запада, а также вероятности разворачивания в обозримом будущем финансовых рынков в коррекцию или даже начала кризиса — как в общемировых, так и в национальных масштабах. Цикличность кризисов никто не отменял, а мы находимся сейчас как раз в конце такого цикла".
Как считает Алексей Коренев, наличие у новых собственников опыта управления банком — один из основополагающих параметров, особенно если речь идет о кредитном учреждении, испытывающем определенные проблемы. Зачастую именно наличие мощной команды управленцев с опытом вывода предприятий финансовой сферы из кризиса является тем фактором, который в итоге станет определяющим в дальнейшей судьбе того или иного банка.
Признаков сложного финансового положения в официальной отчетности Энергомашбанка не наблюдается (см. диаграмму). Его собственный капитал в последние кварталы почти не меняется, а активы немного снижаются.
По словам источника "ДП" в банке, его продажа никак не связана с ухудшением финансовых показателей. "Величина активов — лишь один (и далеко не самый главный) показатель деятельности банка. Грамотнее анализировать такие показатели, как нормативы: достаточность капитала, рентабельность, рисковый профиль и т. п. Энергомашбанк показывает хорошую динамику по этим показателям. Например, показатель рентабельности 15–16% — это достаточно высокое значение для банковской отрасли", — утверждает источник. По его информации, инвесторов привлекли понятный профиль рисков, эффективная деятельность, интересные активы и стабильные пассивы.
"В рамках действующей стратегии наращивание активов не является приоритетной задачей. Банк фокусируется на качественном, а не количественном развитии", — заключает представитель кредитной организации.
Любопытно, что весной 2017 года Энергомашбанк уже привлек новых акционеров. Тогда основатели группы Qiwi Андрей Муравьев и Андрей Романенко приобрели около 20% банка. Председатель совета директоров Энергомашбанка Павел Селезнев после той сделки также ожидал, что она придаст банку толчок в развитии, что акционеры, искушенные в новых технологиях, помогут кредитной организации развивать интернет–банкинг и вообще стать более технологичной.
Однако теперь оба новых акционера решили продать свои акции еще более новым. Ведь, как утверждает источник "ДП", состав акционеров Энергомашбанка обновился практически полностью.

Без особого интереса

В последнее время известно не так много примеров приобретения петербургских банков. Евгений Лотвинов продал в 2014 году свою долю в основанном им же банке "БФА" и в 2015–м купил небольшой по размеру активов региональный СМБ–банк, а затем в 2016–м вместе с президентом холдинга "Адамант" Игорем Лейтисом приобрел банк "Александровский" у Александра Кашина. В 2016 году СМБ–банк был присоединен к банку "Александровский".
Евгений Лотвинов заявлял, что у него в планах — приобретение 15 региональных банков для того, чтобы создать второй по размерам частный банк в Петербурге. Например, рынок обсуждал возможную покупку "Александровским" банка "СИАБ" и банка "Оранжевый", однако в итоге сделки не состоялись. В этом году "Александровский" намерен увеличить уставный капитал путем размещения 1 млрд дополнительных акций, чтобы инвестировать в новые продукты и технологии.
Вчера на просьбу "ДП" прокомментировать привлекательность банковского бизнеса и целесообразность покупки банков в текущих условиях Евгений Лотвинов не откликнулся.
Невысокий интерес инвесторов к банкам объясняется существенным перераспределением клиентской базы в пользу подконтрольных государству банков из–за кампании по расчистке банковского сектора, начатой Банком России в 2013 году.
В настоящее время банками в нашем регионе владеют те, кто много лет связывает свой бизнес с финансовой сферой. С точки зрения инвесторов, заинтересованных в получении гарантированного дохода на капитал, банковская отрасль на текущий момент не является инвестиционно привлекательной. Наличие у покупателей опыта управления и владения банком является определенным преимуществом, но если они приобретают банк в своем домашнем регионе. Если же покупатель иногородний, считаю, ему будет сложно и потребуется определенное время, чтобы наладить операционные процессы и сохранить клиентуру. Для таких покупателей лучше поэтапное вхождение в капитал банка, введение своих представителей в правление банка и далее уже приобретение крупного пакета и получение контроля.
Владимир Прибыткин
председатель совета директоров АО "Банк "ПСКБ"
В 90% случаев банк покупается новым собственником для удовлетворения потребностей уже существующего бизнеса. Как вариант — для сокращения финансовых издержек, удобства обслуживания, оперативности принятия решений и т. п. Еще на этапе принятия решения о покупке бизнеса инвестор должен понимать, будет это монозависимый от основного бизнеса банк или полностью рабочий, самообеспечивающий и, как следствие, приносящий доход актив. В текущее время формат монозависимого банка с большей вероятностью не будет приносить инвестору какого–либо дохода. Управленческие затраты на содержание такого бизнеса существенны, риски высоки. С целью развития банка новые собственники должны уходить от монозависимости, развивая сервис и качество предлагаемых услуг.
Алексей Смолянов
Председатель Совета Директоров АО "Заубер Банк"
Если судить по российскому рынку акций, то инвесторы сейчас оценивают банки не из первой десятки примерно в 0,4–0,5 от их капитала. Показатель несколько лет сохраняется в таком диапазоне, например, у банка "Санкт–Петербург" и "Возрождения". Для сравнения: ВТБ имеет оценку на уровне 0,37 капитала, Сбербанк — 1,3 капитала. Пессимистичный взгляд на оценку небольших банков объясняется негативным отношением инвесторов к перспективам банковского сектора. За счет активной модернизации и доступа к дешевому финансированию Сбербанк постепенно завоевывает все большую долю рынка, не оставляя возможности для конкуренции небольшим региональным банкам. Скорее всего, отрасль ждет дальнейшая монополизация, где основную прибыль продолжит забирать Сбербанк.
Владимир Киселев
руководитель аналитической службы управляющей компании "ДОХОДЪ"
Когда ВТБ торгуется на бирже за 0,4 капитала, рассчитывать на более высокую оценку региональных игроков сложно. Скорее всего, для региональных игроков можно рассчитывать на 0,3–0,4 капитала. Рынок, по сути, поделен между игроками топ–30. Мелким региональным банкам сложно что–либо противопоставить ввиду дорогого фондирования и отсутствия клиентской базы. А нарастить клиентскую базу сложно из–за чистки сектора Центробанком РФ: скелеты в шкафу остались у многих игроков. Так что покупка регионального банка сейчас редкость — тем интереснее проследить за успешностью этого кейса.
Василий Копосов
начальник отдела анализа финансовых рынков компании "КИТ Финанс Брокер"

В Контексте

После прихода в 2013 году нового главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной в России началась расчистка банковского сектора. Из–за нее в стране до сих пор не самая благоприятная ситуация для инвестиций в банковский бизнес.
Игроки рынка последние 5 лет сетуют на жесткую позицию регулятора, который поставил на поток отзыв лицензий, но, с другой стороны, признают: эта мера назрела давно. Пропажа десятков, а то и сотен миллиардов рублей в очередной партии лопнувших банков стала уже рутиной. Некоторое разнообразие в эти истории вносят лишь подробности о том, сколько банкиров скрылись за границей и объявлены в розыск.
В итоге сейчас в стране работают 512 кредитных организаций. К моменту прихода Эльвиры Набиуллиной в Банк России в июне 2013 года их было на 444 больше. В начале 2008 года их было 1136. Оставшиеся частные банки чувствуют себя крайне некомфортно в плотном кольце госбанков.
В прошлом году сразу три крупных частных банка: "Открытие", Бинбанк и Промсвязьбанк — стали фактически государственными, попав под процедуру санации созданного Банком России Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). В конце сентября совет директоров ВТБ утвердил покупку 85% акций банка "Возрождение" и выкуп оставшихся 15% акций у миноритариев.
Петербург активность регулятора тоже не обошла стороной: число кредитных организаций, зарегистрированных здесь, с 2013 года существенно сократилось (см. "Число банков..."). Многие местные банки сейчас проходят санацию, санаторами выступают федеральные игроки, у других были просто отозваны лицензии. Местные банки в большинстве своем вынуждены специализироваться на корпоративном сегменте, не в силах тягаться по условиям для розничных клиентов с крупнейшими кредитными учреждениями. Игроки рынка признают, что покупка банка сейчас не лучшая инвестиция: очень уж много рисков, многочисленные жесткие нормативы Центробанка не дают акционерам банков права на ошибку.
В этом году Банк России снизил активность кампании по отзыву лицензий на банковские операции. Однако, по оценкам аналитиков, консолидация сектора продолжится: отсутствие точек роста (розничное кредитование не сможет долго удерживаться в качестве полноценного драйвера сектора, а динамика корпоративного кредитования остается слабой) приведет к продолжению процесса вымывания неэффективных игроков с рынка, а устойчивые середняки и узкоспециализированные банки все чаще будут становиться претендентами на поглощение банками федерального уровня, считают аналитики агентства "Эксперт РА".