11:3702 октября 201811:37
721просмотров
11:3702 октября 2018
Принято считать, что люди, решившиеся делать бизнес в России, — герои. И это правда — нужна воля, чтобы рискнуть, бросить стабильный оклад и ежегодный отпуск ради чего–то нового. Но из этого убеждения о героизме следует во многом неверный вывод — малый бизнес не растет потому, что ему не дают расти. Но это не так.
Внешних причин, на которые обычно списывают все невзгоды малого бизнеса, на самом деле немного. В первую очередь это законодательство, в котором постоянно что–то появляется или исчезает. Также извне на бизнес влияют микро– и макроэкономические условия, изменения курсов валют и прочие факторы, которые можно либо учесть, либо закрыться. На этом внешние факторы заканчиваются и начинаются факторы внутренние, о которых не принято говорить, хотя они куда страшнее, потому что они "в головах".
Начнем с того, что мало кто хочет платить налоги. У многих предпринимателей в голове не укладывается, зачем отдавать часть кровно заработанных денег государству. Они доходят до максимально безопасного оборота в месяц и стараются не привлекать к себе внимания. Какой здесь может быть рост? Во–вторых, бизнес не знает своих показателей и не анализирует их. Считают примерно так: берем выручку за период, вычитаем аренду, закупку, ЗП, мелкие расходы, налоги, еще вон тому парнишке, "он там что–то с рекламой делал, и продажи в декабре повыше стали", и радуются остатку. Но это детский сад, а не аналитика. Владелец бизнеса не знает свои точки входа, соответственно, не занимается их улучшением. Не понимает, где и какая реклама работает, не знает, сколько у него клиентов, во сколько обошелся каждый из них.
Многие уверены, что достаточно повесить вывеску, баннер, напечатать флаеры, сделать сайт ("чтобы был"), дать дешевую медийку — и продажи пойдут, как рыба на нерест. Мало кто задумывается, что возвращать клиента до 7 раз дешевле, чем привлекать нового, но как это сделать, если ты вообще ничего не знаешь о своих клиентах? Предприниматели панически боятся конкурентов, но знают единственный метод конкурентной борьбы — ценовой — и доводят дело до откровенного демпинга.
По пальцам можно пересчитать мелкий бизнес, работающий на улучшение сервиса. Бизнесмены боятся изменений, они не хотят ничего менять, имея минимальный оборот и прибыль, потому что "и так работает", боятся рисков, не хотят выходить из зоны комфорта. Давайте называть вещи своими именами — в большинстве случаев мелкий бизнес не растет, потому что не хочет. Они останавливаются на этапе "жить можно", но я очень надеюсь, что со временем это пройдет. Потому что только малый бизнес, желающий стать средним, может жить и развиваться, а те, кого устраивает статус малого, обречены.
Максим Еремеев, предприниматель