Подозрительно: блокировки и провокации. Компетентные комментарии юристов по злободневным вопросам

По предписанию Роструда уже к 15 октября должны быть собраны сведения о работающих во всех компаниях пенсионерах. Кто и кому должен представлять такой отчет, какую ответственность несут уклонившиеся?

Руслан Маннапов, юрист юридической фирмы "Ильяшев и партнеры":
Cогласно письму Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), с 1 октября должен проводиться ежеквартальный мониторинг — сбор сведений о трудящихся пожилого возраста (мужчинах 1959–го и женщинах 1964 года рождения), не являющихся пенсионерами. Первый отчет по установленной форме за III квартал должен быть представлен не позднее 15 октября. Но в своем письме федеральная служба лишь просит организовать мониторинг. Возникает множество вопросов, ответы на которые в самом письме отсутствуют.
С одной стороны, требование адресуется исполнительным органам субъектов Федерации, в частности комитету по труду и занятости Петербурга. Собранные на местах сведения должны направляться в Федеральную службу по труду и занятости. С другой — из прилагаемой к тому же письму формы следует, что ее должен подписать руководитель компании–работодателя.
На практике центры занятости в регионах уже стали собирать сведения, направляя организациям письма с требованием предоставить информацию, заполнив установленные формы. Так нововведение затрагивает всех работодателей вне зависимости от организационно–правовых форм и численности сотрудников, хотя федеральным законом такая обязанность не установлена и говорить о санкциях за непредоставление новых отчетов, на наш взгляд, рано. В то же время службы занятости уполномочены запрашивать сведения, необходимые для предоставления госуслуг в области содействия занятости населения. И за уклонение от отчета работодателя могут привлечь к ответственности. Например — по ст. 19.7 КоАП РФ (штраф до 5 тыс. рублей — на юридическое лицо и до 500 рублей — на его руководителя).

С 26 сентября банки обязаны блокировать карты и счета, по которым проводятся подозрительные операции. Как снять блокировку?

Максим Барышев, адвокатское бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры":
Поправки в ФЗ "О национальной платежной системе" обязывают банки приостанавливать переводы по счетам и блокировать использование электронных средств платежа (пластиковых карт, электронных кошельков, систем "банк — клиент", платежных программ) при выявлении подозрительных операций, совершенных без согласия клиентов.
До сих пор кредитные организации не имели права блокировать операции по своему усмотрению, если поручение клиента на ее совершение уже принято. Теперь появляется дополнительный механизм контроля. При выявлении подозрительной операции банк обязан на срок до 2 рабочих дней заблокировать электронное средство платежа и незамедлительно запросить у владельца счета подтверждение. Если оно получено, операция будет немедленно проведена. При отсутствии ответа блокировка снимется через 2 дня. Если же клиент на самом деле не совершал подозрительную операцию, он должен немедленно (не позднее дня, следующего за получением уведомления) сообщить об этом в банк. Иначе он рискует уйти в долгий судебный процесс по взысканию убытков, причиненных незаконным списанием денежных средств со счета (карты).
Критерии, исходя из которых кредитные организации должны признать операции подозрительными, законодатель делегировал определить Банку России. В соответствии с новыми правилами таковыми признают переводы, данные о получателе которых или параметры используемых для проведения транзакции устройств уже включены в базу данных регулятора о несанкционированных операциях. Также будут приостанавливаться переводы, по объему и характеру не соответствующие обычно совершаемым клиентом. Конкретный порядок выявления подозрительных операций, технические и организационные процедуры проверки подлинности платежного поручения клиента в своих внутренних документах должны будут установить сами кредитные организации.
При этом закон не определяет способ направления банком запросов для подтверждения операции (sms, e–mail, телефон, мобильное приложения, система "банк — клиент"). Это должно быть урегулировано в договоре. Следует внимательно отнестись к этим условиям и оценить риск пропустить сообщение или опоздать с ответом.
На наш взгляд, целесообразно было бы определить и "белый список" — операции, которые по умолчанию не должны восприниматься как подозрительные.

С 30 августа Роспотребнадзор получил право осуществлять контрольные закупки. Как возможно защититься от потенциальных провокаций инспекторов?

Ксения Шамова, юрист адвокатского бюро "НВ":
Сотрудники проверяющих органов, как правило, под видом обычных покупателей совершают покупку с целью выявления каких–либо нарушений. Например, могут зафиксировать продажу просроченной продукции или ее хранение в не соответствующих санитарным нормам условиях. С юридической точки зрения совершается мнимая сделка, то есть не направленная на приобретение права собственности на товар.
Провокации в таких случаях являются потенциально возможными. В частности, нельзя исключать, что сотрудник Роспотребнадзора, действуя недобросовестно, выдаст за доказательство нарушения санитарных или иных норм самостоятельно принесенный им в магазин товар. Если факты свидетельствуют о провокации со стороны сотрудников соответствующих органов, необходимо зафиксировать фамилию проверяющего и осведомиться о наличии подтверждающих его полномочия документов. Представитель продавца вправе не подписывать акт о проведении контрольной закупки. Также торговая или иная компания может в 15–дневный срок направить в надзорный орган возражения по акту проверки или предписанию об устранении нарушений.
Для предупреждения провокаций можно оборудовать видеонаблюдением все помещения, где располагаются товары или совершаются действия, которые могут быть предметом проверки Роспотребназора. В спорной ситуации видеозапись поможет доказать добросовестность продавца. Хотя установленный порядок проведения контрольных закупок предусматривает ведение видеозаписи самим проверяющим или привлечение им двух понятых. Сведения о способах фиксации должны отражаться в акте.
Также нужно помнить, что контрольная закупка должна проводиться только с обязательным уведомлением прокуратуры. Полномочия Роспотребнадзора ограничены государственным санэпиднадзором и контролем в сфере защиты прав потребителей. Кроме того, если такая инспекция не выявила нарушений, проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.