Неизвестный небезызвестный. О выставке Конашевича в Михайловском замке

 

Владимир Конашевич — художник, известный многим, про которого тем не менее даже знатоки знают далеко не все. Конечно, широкой публике с младых ногтей знакомы его иллюстрации к книгам Маршака, Олеши или Чуковского. То есть имя художника, скорее всего, большинству тех, кто вырос на переизданиях "Мойдодыра", "Мухи Цокотухи" и "Чудо–дерева", не говорит ничего, но картинки к ним помнятся всю жизнь. Из поколения в поколение уже почти 100 лет эти книги переходят от родителей к детям, и едва ли что–то помешает этому так быть и впредь. Ко всеобщей радости! Ведь иллюстрации Конашевича — изящные чудеса, невероятные и неповторимые.
Конашевич — представитель ленинградской графической школы. Он и другие ее лидеры — Юрий Васнецов, Владимир Лебедев, Алексей Пахомов, Николай Тырса создали фантастическую библиотеку детской книги. Отчасти это было следствием принуждения: советская система была организована таким образом, что лучшие писатели и художники зачастую были вынуждены зарабатывать на хлеб произведениями для детей. Заработок заработком, идеология идеологией, но книги выходили выдающиеся. Ни в одной другой культуре ничего подобного не найдешь. В Михайловском замке многие из нас прослезятся, вспомнив свои любимые детские книжки, упоенно разрисованные каракулями.
В то же время выставка Конашевича рассказывает о малоизвестных или вовсе не известных произведениях художника. Найти их — не такая простая задача. Значительная часть его архива исчезла во время войны в оккупированном Павловске, где график жил с конца 1910–х. При всем при том Конашевич много и удачно выставлялся еще с начала 1920–х. Он участвовал в создании Памятника жертвам революции на Марсовом (нарисовал для него шрифты). Его творчество было известно достаточно хорошо еще при жизни.
В 1994–м, 30 лет спустя после смерти, в Русском прошла его большая ретроспектива. И, несмотря на все это, в Михайловском мы увидим много неожиданного. Интересен павловский цикл 1920–х, рассказывающий об одичавшем парке и его новых советских завсегдатаях. Выполненные в 1946–м акварельные портреты знакомых и единомышленников станут для многих открытием. Этому художнику суждена новая большая слава.
Арт-критик Станислав Савицкий