Бретером можешь ты не быть. Как защитить честь во время обсуждения Дуэльного кодекса

Автор фото: Татьяна Слышова

Пару недель назад слово "дуэль" мы могли встретить только в классических приключенческих романах и фильмах. Они относились к экзотике прошлых веков вместе с французскими булками, вальсами Шуберта и прочими лакеями и юнкерами. Но вдруг в один момент это понятие вернулось на страницы газет и телеэкраны.

Причина известна — внесенный одним из депутатов Госдумы законопроект о Дуэльном кодексе. Про повод тоже все слышали, лишний раз рекламировать не станем. И несмотря на то что никто по большому счету не верит в возможность принятия такого закона, его обсуждают в самых разных кругах.
Чтобы подробнее разобраться с тем, что же такое дуэли, какова их история и какие есть шансы у современных жителей мегаполисов стать профессиональными бретерами, я и обратился к одному известному эксперту в этом вопросе. Сергей Мишенев — не только тренер по классическому фехтованию с многолетним стажем, генеральный директор Международной академии фехтовальных искусств (МАФИ) и официальный фехтмейстер Мариинского театра. На протяжении многих лет он занимается изучением истории фехтования, в том числе и истории дуэлей.

Не всякая драка — дуэль

Признаться, я предполагал, что разговор об истории дуэлей мы начнем с глубокой древности, с античности. Например, с упоминания известного из "Иллиады" поединка Гектора и Ахилла. Но, по словам Сергея, этот подход в корне не верен. "Дуэль имеет принципиальные отличия от всех других видов поединков, в том числе, например, от судебного поединка, — отмечает он. — Дуэль — это феноменальное явление, появившееся в Западной Европе. Это именно поединок за честь. Оскорбление чести смывается кровью, и неважно, кто из дуэлянтов эту кровь прольет".
Действительно, если внимательно посмотреть на историю таких поединков, то в них всегда поводом служили не какие–либо материальные вопросы или споры. Только честь, которой дворяне прошлого дорожили более всего. Впрочем, стоит отметить, что далеко не все дуэли заканчивались смертью или серьезными ранами. Так, если секунданты видели, что участники показывают равное мастерство, то могли остановить бой. Известны и случаи отмены вызовов, если вызывающий получал сатисфакцию без поединка. Александр Пушкин за свою жизнь бросал более 30 вызовов, но только в пяти случаях дело доходило до выстрелов. К сожалению, пятая дуэль, как мы знаем, стала роковой для гения.
И раз уж речь зашла о России, необходимо упомянуть, что в нашей стране дуэли — это продукт импортный, завезенный иностранцами. Если в Европе дворяне бились за честь аж с XIV века, то в Московском царстве первый случай произошел во времена Алексея Михайловича, в 1666 году. Оба дуэлянта, кстати, были из иноземцев — шотландец и англичанин. И только спустя годы поединки чести стали популярны и у русских дворян.
Автор: Татьяна Слышова

Мензурная традиция

Как мы знаем из книг, правители во всех странах боролись с дуэлями законодательным путем. Во Франции ярым противником поединков чести, например, был кардинал Ришелье. А в России — Петр Первый. Впрочем, ни одному, ни второму и ни какому–либо другому правителю в истории не удалось полностью победить дуэли. По мнению Сергея Мишенева, причиной заката дуэльной традиции в итоге стали потрясения в обществе, в том числе революции, по очереди колыхавшие разные страны. И в России дуэли прекратились после прихода к власти большевиков в 1917 году.
За прошедший век эта традиция фактически была утрачена. Спортсмены–фехтовальщики во всем мире бьются на тупом оружии, крайне редко поединки приводят к травмам. Да и причины биться у спортсменов совсем иные — честь они, конечно, защищают, но скорее честь страны или клуба, за который выступают. Пожалуй, единственное место в мире, где до сих пор бывают дуэли, — это некоторые германские студенческие сообщества ("корпорации"), которые практикуют так называемое "Мензурное фехтование" на острых клинках, называемых шлегерами. Члены этих корпораций обязательно за время обучения в университете должны принять участие минимум в двух мензурных дуэлях, которые почти всегда заканчиваются кровью. Впрочем, защитное снаряжение и техника фехтования в мензуре такие, что студенты практически не имеют шансов получить смертельные раны. А шрамы, как известно, мужчин украшают. И, что любопытно, студентов за это не привлекают к уголовной ответственности — все–таки традиция есть традиция. Кстати, Сергей Мишенев — один из немногих иностранцев, которому довелось воочию увидеть поединок немецких студентов по правилам мензурного фехтования.

Выбор оружия

Разговаривая с Сергеем, я не мог не коснуться вопроса, а куда же стоит пойти учиться фехтованию, чтобы быть готовым к вызову, если вдруг Дуэльный кодекс все–таки в нашей стране примут (а у нас принимали в последние годы многие законопроекты, казавшиеся утопическими). "Разумеется, к нам, в МАФИ", — не задумываясь ответил фехтмейстер. А потом, уже серьезно, добавил, что на самом деле сейчас этому мало кто может научить.
Дело в том, что дуэль — это не только техника и искусство владения клинком, но и очень серьезная психологическая подготовка. У дворян прошлых веков она была — сама жизнь постоянно готовила к подобному. У современных людей в цивилизованном обществе ее быть не может. "Разумеется, мастер спорта по фехтованию будет выше на 25 голов человека с улицы, — добавляет Сергей. — Но все–таки сейчас фехтование — это спортивное единоборство, со своими правилами и принципами, со своей стратегией и тактикой". В качестве возможной альтернативы он видит историческое фехтование по системе HEMA (Historical European Martial Arts, или Исторические европейские боевые искусства), но тоже с определенными оговорками. HEMA в России появилась около 10 лет назад, она в десятки раз моложе спортивного фехтования, школа еще не полностью систематизирована, поэтому тут очень многое зависит от личных качеств тренера.
Более того, не согласен фехтмейстер и с мнением, что этот законопроект повысит посещаемость фехтовальных секций. Даже если вдруг (в этом тексте такую формулировку приходится повторять раз за разом, слишком уж фантастичной кажется ситуация) это примут законодатели и согласует президент, сработает русский менталитет. "Я скорее могу ожидать, что ко мне будут приходить люди, у которых через 3 дня назначена дуэль, и надо срочно научиться владеть клинком".
"Умный опытный тренер с широкими взглядами вполне может подготовить дуэлянта. Но все–таки очень важна психологическая настройка, поэтому желающему участвовать и побеждать в дуэлях понадобится помощь психолога, — отметил Сергей Мишенев в конце разговора. А потом задумчиво добавил: — А стоит сперва сходить на прием к психиатру".
И будем надеяться, идея о стрельбе просто не придет никому в голову.