Импортозамещение и англичане: XXI фестиваль Earlymusic

Автор фото: Earlymusic
The Taverner Consort and Players под руководством Эндрю Пэррота
Не каждый год коту масленица, а поклонникам старинной музыки — букет западных знаменитостей. Фестиваль Earlymusic, к 20–летнему юбилею зазвавший в Петербург целую рать звезд — от отцов–основателей Майкла Чанса и Паоло Пандольфо до новейших Nevermind, на 21–м году жизни занимается домашней работой. Премьеры концертных программ, балетов и русской школьной драмы XVII века — все собственного производства. Earlymusic начал вести политику импортозамещения куда раньше, чем вся остальная страна, поэтому с производственными мощностями проблем нет. За последние 10–15 лет внутри фестиваля выросли инструменталисты "Солисты Екатерины Великой", труппа "Барочный балет Анджолини", отряд певцов–аутентистов, собственные барочные актеры, постановщики и даже модельеры.
Хотя знаем мы этих героев сто лет в обед, это не значит, что сюрпризов не будет. Наоборот. Самое удивительное действо ждет нас 7 октября на марафоне "День барочной поэзии". Художественный руководитель фестиваля и всех его исполнительских сил Андрей Решетин окончательно уверовал в то, что поэзию XVIII века надо читать как музыку. То есть буквально по музыкальным законам. Откровением этим он заразил всех ансамблистов, в итоге в арт–пространстве "Пальма" (не смотрите на название, в пер. Пирогова вместо джунглей — художественно обшарпанное барокко) с 13:00 Сумароков, Кантемир, Крылов и Ломоносов будут звучать дуэтом, каноном на три голоса, с барочной ритмикой и пр. С 16:00 той же процедуре подвергнутся французский галантный роман Поля Тальмана "Езда в остров любви" и его перевод Василия Тредиаковского (разумеется, вперемежку с собственно музыкой того времени). Ну а вечером — абсолютная авантюра, поход на русский театр XVII века. Фестиваль ставит школьную драму Симеона Полоцкого "Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных" в костюмах Лилии Киселенко, с Данилой Ведерниковым в титульной роли, фрагментами литургического чина "Пещное действо" и танцами на музыку Андре Кампра. На любой вопрос — почему танцы, откуда Кампра, как это все вяжется с Симеоном Полоцким и его патроном царем Алексеем Михайловичем Тишайшим — у Решетина, конечно, есть ответ. Но лучше его получить не на словах, а на театральном деле.
3 и 5 октября верный соратник фестиваля, немецкий хореограф–аутентист Клаус Абромайт покажет в Эрмитажном театре премьеру балета в трех новеллах (но двух актах) про итальянскую, французскую и русскую балетные школы XVIII века. Комедия масок, танцы из главного барочного учебника "Хореография" Рауля–Оже Фёйе и симфония Доменико Далольо "Казак" должны собраться в некий связный текст с авторскими фабулой и философией. 12 октября Earlymusic завершится в необыкновенных декорациях планетария на Обводном канале, 74. Шумно, не без скандала открывавшийся "Люмьер–холл" разукрасит и без того любопытную программу: музыку англо–немецкого (на самом деле еврейского) астронома Уильяма Гершеля в России, кажется, еще не играли.
И все же без европейских — точнее, английских — дорогих гостей не обойдется. 11 октября в Меншиковском дворце выступает стародавний друг фестиваля, арфист Эндрю Лоуренс–Кинг. В программе, кажется, английская музыка и поэзия XVII века (о да, он тоже любит читать стихи вслух). Но даже если это не так — неважно. Что бы ни творил на сцене этот обаятельный и убедительный виртуоз, аншлаг и восторг обеспечены.
Главное же фестивальное блюдо подадут на открытии. 27 сентября в Капелле выступают The Taverner Consort&Players под руководством Эндрю Пэрротта. Английский мэтр в России впервые, что даже странно. Он не просто в первых рядах мирового аутентизма еще с 1970–х. Он из вечных бунтарей и визионеров, каких на петербургском Earlymusic особенно любят (ибо сами таковы). Пэрротт считает, что в баховские времена хор был не хор, а ансамбль солистов, по одному на партию. Более того, своих великолепных солистов он просит солистами не называть и в афише отдельно не указывать — мол, они такие же члены общего ансамбля, как любой скрипач с гобоистом. Вот так, методом "один за всех и все за одного", Taverner и исполнит баховские "Страсти по Иоанну", впервые записанные еще в 1990–е. Долгожданное и очень предвкушаемое событие.