Переориентация оборонки нам не нужна: это затратно, нерентабельно и грозит потерей потенциала

 

На сегодняшний момент нет никакой необходимости в том, чтобы конверсировать оборонные предприятия в заводы для гражданской продукции. Во–первых, это затратно и ведет к снижению рентабельности, во–вторых, при диверсификации оборонные предприятия всегда теряют свой потенциал, так как высокотехнологическое оборудование при переориентации под гражданский рынок будет либо недозагружено, либо списано. Кроме того, процесс диверсификации очень трудозатратен. Он сложнее, чем развитие в том направлении, которое уже существует.
Кроме того, необходимость в диверсификации оборонной промышленности находится на низком уровне из–за внешних условий. Растут бюджеты на оборонные исследования и военные производства повсеместно — в США, Китае, а также в других странах. В таких условиях переориентация России просто нелогична.
На данный момент идет переоснащение армии, налаживание системы управления — все это требует нового вооружения и новых способов обработки информации и многого другого. Неужели военные предприятия, которые востребованы, начнут производить кастрюли?
Подобная ошибка уже была совершена в 1990–е годы. Идея диверсификации, которая традиционно обсуждается, не выдерживает критики, особенно в сегодняшних реалиях. То, что и так успешно работает, трогать не стоит. Однако не исключается, что продукция, которая создается на оборонных предприятиях, может иметь двойное назначение, то есть окажется интересной на рынке гражданской продукции — например, информационные технологии.
Никто не мешает зарабатывать деньги. Американские корпорации как раз работают по такому принципу. Но это целесообразно только в том случае, если технологии, которые используются, имеют примерно одинаковую финансовую составляющую и если работа на гражданском рынке не несет дополнительных затрат и не требует изменения структуры компании.
Конечно, есть путь для решения и этих проблем. Например, создание новых компаний в рамках существующих оборонных холдингов. Безусловно, таким проектам нужна поддержка и со стороны материнской компании, и со стороны государства.
Однако новые компании не должны полностью входить в состав существующих холдингов, так как это ограничит возможности для их развития. Также такая схема работы лучше и с точки зрения привлечения инвесторов. Купить долю у большого предприятия сложно, так как это требует огромных средств, а купить 20% в стартапе вполне возможно.
Такой опыт у России есть, и, как показала практика, он является успешным. Капитализация новых компаний, развивающихся в рамках холдинга, росла, причем очень быстро. Другие показатели также демонстрировали хорошие результаты. От этого выигрывает как холдинг, так и сама новая компания. Помогало всему этому объединение усилий с обеих сторон. Мне кажется, этот путь является наиболее перспективным.
Сергей Бодрунов , директор Института нового индустриального развития им. С.Ю. Витте