Уголь в портах спрячут за стенами. Стивидоры тратят миллиарды на установку защитных сооружений

Автор фото: port_ustluga.ru

Угольные стивидоры Северо–Запада и Дальнего Востока инвестируют миллиарды рублей в установку пылезащитных сооружений. Но власти считают, что этого мало.

Как и на Дальнем Востоке, на территории АО "Восточный порт", на терминале "Ростерминалуголь" в Усть–Луге (оба входят в ООО "Управляющая портовая компания") готовится проект установки ветропылезащитных экранов. Инвестиции пойдут в рамках программы экологической безопасности стоимостью 1,3 млрд рублей, рассчитанной на 5 лет, рассказали в компании.
Экраны — это специальные металлические конструкции высотой более 20 м, которые препятствуют распространению в воздухе угольной пыли. Рынок пылезащитных ограждений для причалов набирает популярность и в ближайшие годы окажется по–настоящему перспективным, ранее рассказывал "ДП" Олег Титберия, генеральный директор ЗАО "СММ", одного из немногих российских производителей пылезащитных экранов.
Объясняется это общим трендом заботы об экологии и проблемами с угольной пылью в портах России. Один из последних проектов — установка пылезащитного ограждения в ПАО "Мурманский морской торговый порт". Сооружения длиной 2,5 км и высотой 20 м обошлись порту в 650 млн рублей. Этот проект считается одним из самых дорогостоящих.
Несмотря на серьезные инвестиции, установка экранов может оказаться лишь полумерой. Летом депутаты Госдумы предложили обязать терминалы перейти к полностью закрытой перевалке угля, что обошлось бы отрасли в 150–200 млрд рублей. Такие затраты сделают экспорт невыгодным, жаловались тогда эксперты.
Хотя в пояснительной записке к законопроекту упор был сделан на терминалы на Дальнем Востоке, под раздачу могут попасть и другие. В Ленобласти перевалка угля ведется в Усть–Луге, Выборге и Высоцке. В Петербурге переваливают кокс. С начала года на экологическую программу Морской порт СПб выделил более 11 млн рублей, притом что в структуре его грузооборота насыпные и навалочные грузы составляют незначительную часть.
Больше остальных на Северо–Западе пострадать от депутатской экологической инициативы может как раз "Ростерминалуголь" как крупнейший угольный терминал в европейской части России. Но именно в его случае проблема может быть надуманной. "Он находится в нескольких десятках километров от Кингисеппа, а угольная пыль дальше 3 км не летит. Необходимости создания закрытой зоны здесь нет", — уверен гендиректор агентства InfraNews Алексей Безбородов.
В "Ростерминалугле" отмечают, что борьба с пылью — вопрос не только экологии. Распыление мелких частиц угля ведет к потере объемов груза. В начале года компания ввела в эксплуатацию дополнительную систему аспирации и приточной вентиляции. Она позволяет возвращать заметные объемы угля в виде брикетированной пыли, что делает экологический проект более осмысленным в экономическом плане.