Фарватер для миллиардов. Рейтинг госзакупок августа: дороги, подземка и долгострои

Автор фото: Ковалев Петр

Конец бюджетного года приближается, региональные ведомства и учреждения пытаются все активнее расходовать выделенные средства. Об эффективности речь идет далеко не всегда.

Дорожные миллиарды

В августе звание самого щедрого государственного закупщика Северо–Запада отошло к организации с названием из 131 символа — Федеральному казенному учреждению имени Н. В. Смирнова Федерального дорожного агентства. В просторечии — ФКУ "Упрдор "Северо–Запад".
Контракт весьма вкусный — на 9 млрд рублей. А итоги тендера — без неожиданностей. Подрядчиком стала валдайская строительная компания "ПО РОСДорСтрой" — именно она с 2014 года стабильно выигрывает конкурсы на содержание участков КАД. Отныне ей предстоит в течение 5 лет обихаживать кольцевую на участке 0–381 км— 115+527 км (от станции Горская до станции Бронка).
Также ФКУ разыграло и "мелочовку" — 150 млн на установку светофоров, металлических ограждений и дорожных знаков в четырех субъектах Северо–Западного округа (в Петербурге, Ленинградской, Псковской и Калининградской областях). На исполнение важной задачи отводится год.
Обезопасит дорогу, как и в случае с кольцевой, единственный участник тендера и не менее традиционный подрядчик Упрдор "Северо–Запад" — компания "Знак–Трейд СПб". Фирме с 2014 года регулярно достаются госзаказы федеральных дорожников.

Фавориты подземки

Завидную активность на излете лета проявило ГУП "Петербургский метрополитен". И так же, как на земле, под землей тоже побеждали проверенные временем компании.
В августе самый большой по стоимости контракт "подземелья" достался компании "Тоннельстрой". По итогам конкурса с ограниченным участием в течение ближайших 2 лет ей предстоит заниматься капитальным ремонтом вентиляционной шахты. Цена контракта — 285,5 млн рублей. Проиграла в конкурсе ПСК "Метро–контракт", запросившая за свои услуги на 5 млн рублей больше, чем конкурент.
"Петровский фарватер" выиграл в борьбе за заказ ценой 218,7 млн рублей, что на 1 млн меньше предложения Строительной монтажной электрической кампании. Победитель модернизирует устройство передачи электроэнергии на станции "Парк Победы". "Петровский фарватер" также регулярно побеждает в тендерах "Петербургского метрополитена" начиная с 2015 года.
По итогам электронных аукционов, проводимых ГУПом, "Аспект Северо–Запад" дважды одержал верх над конкурентом — ООО "Амтел" — за право устанавливать системы видеонаблюдения на четырех станциях метро ("Сенная площадь", "Озерки", "Улица Дыбенко", "Гражданский проспект").

Судьба долгостроев

Власти Петербурга и Ленинградской области в августе пытались синхронно обрести подрядчиков для завершения громких долгостроев. Результат разный.
Заказчик, петербургский Фонд капитального строительства и реконструкции, надеется, что до конца года подрядчик — ООО "Глобальные строительные технологии" — сможет за 367 млн рублей довести до ума здание для городской поликлиники № 64 в Стрельне, к строительству которого планировали приступить еще в 2013 году. Победившая компания была не единственным участником аукциона, но его итоговая цена оказалась лишь на 30 тыс. меньше начальной.
А вот желающих строить бассейн в Ивангороде за 226,8 млн рублей не нашлось вовсе.
Объект общей площадью более 4 тыс. "квадратов" должны были сдать еще в конце 2017 года (в рамках региональной госпрограммы "Развитие объектов физической культуры и спорта" из средств областного и муниципального бюджетов на объект всего выделено 322,4 млн рублей).
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко еще летом 2016 года заявлял: "Этот объект является социально значимым и долгожданным для ивангородцев… Осенью мы постараемся дополнительно изыскать еще около 30 млн, чтобы ускорить открытие бассейна". Пока не получилось.

Недешевая ошибка в расчетах

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявил о корректировке проекта строительства Фрунзенско–Приморской линии петербургского метро (от "Комендантского проспекта" до "Шуваловского проспекта"). Цена вопроса — 132,7 млн рублей. Суть истории в том, что изначально вестибюль "Шуваловского проспекта" хотели построить на пересечении пр. Авиаконструкторов и Шуваловского. Именно эти координаты заложили в техзадание, которое профинансировали за бюджетный счет. А потом чиновники передумали — и возжелали перенести вестибюль (вместе со станцией) в район пересечения Шуваловского и Комендантского пр. По новому плану пассажиры должны иметь возможность перейти с "Шуваловского проспекта" (планируется как станция глубокого заложения) на неглубокую станцию зеленой ветки "Зоопарк".
На открытом конкурсе победила единственная заявка от "Метрогипротранса" — проектировщики должны разрубить этот пересадочный узел к концу следующего лета.

Фасады под снегом

Компания "ГидроПромСтрой" из Севастополя выиграла конкурс, объявленный ФГКУ "Северо–Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации". Солидный подряд достался крымчанам благодаря тому, что заявку их петербургских соперников из фирмы "Гуар" признали не соответствующей установленным требованиям. Теперь за 80 млн севастопольцы должны отреставрировать дворовые фасады и заменить окна Академии русского балета им. А. Я. Вагановой до 20 декабря. Можно, конечно, усомниться, так ли подходит петербургская зима для замены окон. Впрочем, в Крыму климат, конечно, иной.
Мы — предприятие малого бизнеса. Для нас крайне важна своевременность расчетов за поставленные товары. По госзакупкам больше гарантий, что оплата пройдет вовремя. Хотя так тоже бывает не всегда. Вот, например, у нас был контракт со структурой одного из силовых ведомств. Но заказчик отказался платить 1,5 млн рублей за отгруженные товары. При том, что до этого у нас уже была поставка в прошлом году, которую они оплатили вовремя. Заказчик ничего не объясняет. И проблема заключается в том, что там большая структура и не найдешь, кто и за что отвечает. Начинают переадресовывать к одному человеку, к другому, а кто вообще говорит, что все документы подписали и отдали на оплату. До этого ни разу дело до суда не доводили, поскольку пусть с задержками, но оплата приходила. Как нам, так и поставщикам задержки в 2–3 месяца — это не очень хорошо. Ведь мы сначала приобретаем товар за кредит, потом государству передаем, и они уже с нами по контракту рассчитываются. По закону заказчик обязан оплатить в течение 15–30 дней, а когда он этого не делает, то мы не можем перевести деньги заводу за товар, который взяли, нарушаем свои обязательства.
Андрей Зобачев
исполнительный директор компании ООО "Ник СПб"
Предприниматели подают много заявок на участие в гостендерах, поскольку им гарантирована оплата работ. Но тоже не факт: к нам обратилась компания–подрядчик — контракт с ней предусматривал, что она в том числе должна была обеспечить в мероприятии выступление артистов. Тонкость, впрочем, состояла в том, что заказчик хотел совершенно определенного исполнителя, но фамилия не была прописана в техническом задании. Заказчик решил контракт разорвать и денег подрядчику не выплачивать. Делали экспертизу, судились в суде Кировского района, но проиграли. Затем подали апелляцию в суд Петербурга и все же выиграли дело.
Камиль Ягофаров
директор юридического и учебного центра "Аналитик Тендер"