Оба лучше. Что покажут зрителям на фестивалях "Части света" и "Этномеханика"

Автор фото: Фестиваль "Этномеханика"
Автор фото: Фестиваль "Этномеханика"
Удивительно, как все петербургские этно–фестивальные силы сгруппировались в одну могучую кучку. "Музыки мира" прошли в середине августа, "Части света" Бориса Гребенщикова готовятся в Юсуповском саду (который на Садовой) 8 сентября, "Этномеханика" Центра Курехина — уже 15 сентября на Новой сцене Александринского театра. У каждого феста свои хедлайнеры, свои приоритеты, свое лицо. И это лицо худрука. Все–таки в нашем вертикально ориентированном государстве все решает один главный начальник, какой у него вкус — такой и фестиваль. Зрителю остается посоветовать не выбирать одно из трех (то есть теперь уже двух) событий, а получить полную картину world music и побывать везде. Благо билеты не запредельно дороги.
Форматы у "Частей света" и "Этномеханики" разные — оупен–эйр с обязательным набором развлекалок (мастер–классы, фудкорт и маркет) и концертный марафон без дополнительных "приправ". Но нас с вами заботить должен не гарнир, а основные блюда. У обоих фестивалей они отличного качества, первой свежести, и все если не настоящее этно (то есть так или иначе осовремененный фольклор), то национальные специалитеты. Разница, если коротко, очень проста: "Части света" — для просветленных личностей и приверженцев позитивного мышления, а "Этномеханика" — для тревожных урбанистов с легкой степенью мизантропии.
Пройдемся по лайнапам. Помимо непременного супертаинственного сета от супербенда "Аквариум International" на двух сценах "Частей света" выступают: "Мельница" — светлые силы русского фолк–рока двадцатилетней выдержки.
В израильском проекте Gulaza Игал Мизрахи не только сам поет женские йеменские песни, нарушая гендерные табу, но и прикладывает к ним конвенциональную европейскую гармонию с виолончельным басом, в результате музыка чуж(д)ой цивилизации кажется понятной и даже сентиментальной. В рифму пафосному жизнелюбию финского аккордеониста Киммо Похьонена прозвучит героический сет лондонской ситаристки–рокерши Шимы Мухерджи. Самому "корневому" на фесте квартету польских старинных фидлов под руководством Марии Помяновской (который надо непременно не только слышать, но и видеть) ответит необязательная стайка русских фольклорных девушек "Белое злато".
Танцы до упаду запланированы под синти–афро–фанк смешной, слегка дурковатой лондонской группы Ibibio Sound Machine. В общем, в Юсуповском саду будет весело.
На "Этномеханике" тон задаст не хедлайнерша — турецкая этно–рокерша (в привычном бодром понимании этого термина) Gaye Su Akyol, а другие, куда более странные и сумрачные герои. Дуэт из Перу Dengue Dengue Dengue устраивает электронное маски–шоу, веселое, как мексиканский "День мертвых". Поляки Hanba! именно что "гонят" ретропанковские, отчаянного веселья песенки с тубой, аккордеоном и банджо наперевес.
Белорусы Suma — прекрасный образец включения фольклорного вокала в жесткий, хитроумный, изобретательный электронный контекст.
С ними сравнится, а по части вдумчивой медитации над семплами еще и переплюнет проект Анастасии Толчневой Lovozero. За шум, страх и трепет с вкраплением чего–нибудь этнического отвечают москвичи Bad Zu и Lucidvox.
Акустические этно–шуршалки, скрипелки и пыхтелки в смутно–импровизационных полотнах словенцев Sirom и странная коллаборация женского вокального квартета с горловым певцом "Чивадеше" дополняет пеструю, но единую картину "этномеханического" мира, в котором досужего зеваку за каждым углом подстерегают неожиданности и встряски.
Впрочем, не то чтобы один этно–фест нервишки щекотал, а другой — исключительно успокаивал. На "Части света" вход мизантропам не воспрещен, а на "Этномеханике" оптимистам есть чем поживиться.
К нашему слушательскому счастью, между ними проблемы выбора нет. Оба лучше.