Александр Капитонов Все статьи автора
19 августа 2018, 10:50 307

Крылья есть — взлететь не можем. Что мешает развитию рынка коммерческих беспилотников

В России рынка коммерческих беспилотников не существует, потому что у нас все запрещено. Любой полет коптера происходит почти в том же режиме, что у самолетов малой авиации. С тем единственным отличием, что человек, управляющий беспилотником, не должен иметь постоянного канала связи с диспетчерской — достаточно сотового телефона. Например, для коммерческих съемок местности и геодезии с применением беспилотников необходимо сперва получить лицензию на съемку. Затем, за неделю до полета, запросить разрешение у Государственной корпорации по организации воздушного движения. Только после этого вам дают разрешение на полет в выбранном вами квадрате, если, конечно, там нет секретных объектов или других ограничений.

Круговое движение. Как 150 тыс. беспилотных такси полностью покроют потребность петербуржцев в личных автомобилях

Круговое движение. Как 150 тыс. беспилотных такси полностью покроют потребность петербуржцев в личных автомобилях

997
Надежда Фёдорова

Такая модель, при которой каждый полет должен согласовываться за неделю, для коммерции не подходит. Для бизнеса это подобно смерти: реагировать на заказы нужно оперативно, в течение дня, а сейчас это невозможно. Так что пока регулярный мониторинг местности с коптеров в России доступен только государству: МЧС и военным.

В этом смысле мы действительно отстаем. В Сингапуре, Африке, а также в некоторых штатах США коммерческая индустрия беспилотников уже сформировалась. Однако даже там рынок пока что очень ограничен — совместно с Международной организацией гражданской авиации ведется разработка рекомендаций и регулирующих документов. По моим оценкам, в течение полугода–года в США уже предложат какое–то осязаемое решение для бизнеса, когда можно будет в уведомительном режиме забронировать себе воздушное пространство или воздушный коридор под коммерческую деятельность на определенное время. Думаю, что туда подтянутся еще и страховые компании — чтобы решить вопрос оценки рисков, связанных с полетами беспилотников.

Но если за рубежом уже проводят внедрение беспилотных систем в реальную экономику, то у нас в России речь идет только о формировании технических требований к таким системам. Скорее всего, мы будем ждать какой–то практики и результатов из США (поскольку они являются первопроходцами в этом направлении), а потом, отталкиваясь уже от их опыта, адаптировать нормы под наши реалии.

Поэтому, на мой взгляд, появления рынка коммерческих коптеров в России можно ждать не раньше чем через 1,5–2 года.

Автор — Александр Капитонов, ассистент кафедры систем управления и информатики Университета ИТМО.

Новости партнеров
Реклама