Почти стрит, почти арт. Арт-критик Станислав Савицкий о ретроспективе уличного искусства в Манеже

 

В советское время знаменитая надпись на стене Петропавловки "Да здравствует Пастернак!" произведением искусства не считалась. Она была наивным гимном искусству, неподвластному парткомам. Между тем этот слоган в современном понимании и есть стрит–арт с его провокативностью и аляповатой витиеватостью.
Таким же дерзким и затейливым как будто и должно быть нынешнее уличное искусство, в том числе вещи, вошедшие в большую ретроспективу, привезенную московским фондом RuArts в Манеж. Все здесь по–столичному масштабно и броско. 70 художников из 17 городов от Калининграда до Владивостока. Столичные звезды и малоизвестные провинциалы. Куратор — калининградский стрит–артист Алексей Партола. Без проколов, правда, не обошлось: нет Тимофея Ради — едва ли не самого интересного стрит–артиста в России.
Перед нами как будто подлинно народное искусство, без эстетских изысков. С нами говорит сама Россия, которую не показывают по ТВ, о ней не слагают экскурсионные легенды для туристов. Вот только войти в этот мир граффитистов, не зная культуры райтеров, почти невозможно, даже если вы сведущи в современном искусстве. Выставка же рассказывает о том, как недавние граффитисты ищут себя в contemporary art. Большинство ее участников представлены вовсе не уличными работами, но вещами, сделанными для экспозиции. То есть перед нами не стрит–арт, а некие части неких стен, а что это за части и каких стен, стоит уточнять в каждом случае отдельно.
Такая неразбериха с уличным искусством случается всегда, когда из городской среды оно попадает в музеи и кунстхалле. Знал ли Баскиа, что он творит настенные фрески в буферных зонах Нью–Йорка, прежде чем встретил Уорхола? Только благодаря лидеру поп–арта и коллекционеру фриков его творчество вошло в современное искусство. Бэнкси тоже не избежал подобной участи: его работы постепенно перекочевали в музейные коллекции. Этими же парадоксами живет наш Музей стрит–арта на шоссе Революции. Стрит–арт встроен в систему современного искусства, пенять тут не на что, правда, и раздувать щеки повода нет. Выставка в Манеже — про уличных художников, делающих карьеру на арт–рынке лихо и задорно. Про героев нашего времени.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.