Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации во главе с Андреем Турчаком предложил законодательно закрепить в России принцип "сетевого нейтралитета". "ДП" объясняет, почему эта мера является значимой и почему в этом направлении Россия оказалась прогрессивнее США, а также как этот документ может повлиять на прибыль интернет-провайдеров и технологических компаний.
Сетевой нейтралитет – это принцип, согласно которому интернет-провайдеры должны предоставлять каждому одинаковое право в доступе к Интернету, не ограничивая пользователя в посещении каких-либо ресурсов. Например, в соответствии с сетевым нейтралитетом, провайдер не может взимать отдельную плату за посещение какого-либо сайта или ограничивать к нему трафик. Грубо говоря, без соблюдения этого принципа провайдер может ограничить доступ к YouTube, поэтому посетить ресурс вы сможете только за отдельную плату.
Битва за нейтральность
По словам источника "Коммерсанта", Совет Федерации уже подготовил документ, закрепляющий статус сетевого нейтралитета, который будет направлен в правительство в ближайшие недели. Ранее законодательно в России термин "сетевой нейтралитет" никак закреплен не был. При этом в феврале 2016 года ФАС подготовила базовый документ, который допускал управление трафиком в некоторых ситуациях. Например, в случаях аварий, по решению суда или для предотвращения кибератак. С документом тогда согласились крупные интернет-компании "Яндекс" и Mail.Ru Group, а также Минкомсвязь (ныне Минцифраз) и Минэкономики.
Термин "сетевой нейтралитет" ввел в 2007 году профессор Юридической школы Колумбии Тим Ву. В США поведение интернет-провайдеров к тому времени стало давно назревшей проблемой, они использовали управление трафиком не только для заработка, но и для того, чтобы бороться с конкурентами. Так, в 2004 году Федеральная комиссия по связи США (FCC) оштрафовала на $15 тыс. компанию Madison River Communications за ограничение доступа своих клиентов к сервисам компании-конкурента Vonage. В 2007 году стало известно, что второй крупнейший американский провайдер Comcast блокирует интернет-трафик к некоторым популярным файлообменникам.
Принцип сетевого нейтралитета был узаконен в США в 2015 году, его поддержал в том числе Барак Обама, который тогда занимал пост президента США.
Но в 2017 году ситуация изменилась. В Федеральной комиссии по связи США после начала работы администрации Дональда Трампа сменился глава, который заявил, что сетевой нейтралитет представляет собой репрессивную норму, которая мешает развиваться интернет-отрасли и ограничивает инвестиции в это направление.
После этого в США прошли несколько акций протеста, а новый глава FCC Адит Пай подвергся жесткой критике, в том числе со стороны интернет-сообщества, но тем не менее принцип нейтральности все равно отменили.
Что думает российский телеком
Генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков отмечает, что юридическое закрепление термина – мера необходимая, но уже запоздалая.
"Все зависит от того, что подразумевается в новом документе под сетевым нейтралитетом. Если с момента создания документа ФАС в терминологии ничего не изменилось, то особого эффекта новый закон не принесет", – считает он.
Кусков отметил, что среди интернет-провайдеров и компаний в России действительно существовала в некотором роде нездоровая конкуренция, которая могла отражаться на их деятельности, так же как в случаях в США.
"Историй было много, кабели, например, друг другу перерезали. Поэтому сетевой нейтралитет – это положительная вещь, но я считаю, что ее нужно было вводить еще несколько лет назад".
Генеральный директор компании "Обит" Андрей Гук, напротив, считает, что в российском телекоммуникационном сообществе конкуренция всегда была адекватной и компании всегда придерживались негласного правила поведения по отношению друг к другу.
"У нас все происходит довольно цивилизованно. Есть негласное правило – сервисы своих конкурентов не гоже портить. Когда только развивалась IT-телефония, та же "Манго Телеком" начала активно выходить на рынок, некоторые операторы, я слышал, предлагали сделать так, чтобы IT-телефония хуже ходила в их сетях. Но сразу же эти настроения были пресечены. Наоборот, нужно ведь предоставлять своим клиентам максимально качественные услуги", – рассказал он.
По мнению Андрея Гука, какие-то существенных изменений введение нового принципа в деятельность телеком-компаний не принесет.
"Закрепление сетевого нейтралитета глобально на российских интернет-провайдерах не отразится. Мы живем в условиях разных законов, которые принимает государство, поэтому операторы связи в любом случае должны будут что-то изменить в своем поведении, изменить принципы работы, но сказать, что связь из-за этого подорожает резко, я не могу. Хотя, конечно, чем меньше регламентирующих и регулирующих моментов, тем провайдерам легче".
Генеральный директор компании "Смарт Телеком" Андрей Суходольский, наоборот, видит в сетевом нейтралитете скорее отрицательную тенденцию для провайдеров.
"Провайдеры традиционного типа, то есть проводные, строили и до сих пор строят сетевую инфраструктуру: оптику, оборудование и т. д. И с помощью них предоставляют традиционные услуги: доступ к телефонной сети общего пользования, доступ к Интернету, передача данных по этой сети. Но затем появились OTT-операторы (операторы, предоставляющие видеоуслуги через Интернет. – Ред.), которые пользуются инфраструктурой традиционных операторов, по сути, бесплатно. Например, Google Phone пользуется такой инфраструктурой, но никаких отчислений традиционным провайдерам не платит. То же самое касается Facebook, WhatsApp, YouTube и т. д. Поэтому у инфраструктурных операторов, действительно, все меньше мотивации инвестировать в развитие широкополосного Интернета и создавать что-то. Что потом принесет доход другим компаниям, но не им. Поэтому лично я считаю, что сетевой нейтралитет – это для провайдеров отрицательное явление, потому что из-за него они теряют возможность повлиять на OTT-операторов, в какой-то мере это связывает нам руки", – считает он.