Дмитрий Бардачев Все статьи автора
24 июля 2018, 07:43 447

Грузовики на подъеме. Петербург опередил другие регионы России по темпам роста продаж грузовиков

Эксперты отмечают резкий спрос на иностранную грузовую технику, особенно европейских марок
Эксперты отмечают резкий спрос на иностранную грузовую технику, особенно европейских марок
Фото: Сергей Ермохин

Продажи грузового транспорта в Петербурге растут быстрее, чем в среднем по стране. Положительную динамику во многом формирует отложенный спрос, который уже близок к насыщению.

Рынок грузовиков в Петербурге демонстрирует уверенный рост. По данным Russian Automotive Market Research (RAMR), продажи новых грузовых автомобилей (полной массой свыше 6 т) в городе выросли на 70,1% (до 4238 единиц) по итогам 2017 года и на 40,1% (до 1331 единиц) по итогам 5 месяцев 2018 года. Для сравнения: в целом по России продажи новых грузовых автомобилей увеличились в 2017 году на 52,95%, за 5 месяцев 2018–го — на 25,2%.

Борьба с перегруженными грузовиками и регулярные облавы привели к падению объема перевозок

Борьба с перегруженными грузовиками и регулярные облавы привели к падению объема перевозок

3336
Александр Сологуб, Ольга Мягченко

"Рост продаж обусловлен восстановлением экономики, государственной поддержкой рынка коммерческой техники, реализацией отложенного спроса. В первой половине 2018 года спрос также стимулировало снижение курса рубля, увеличение утилизационного сбора. Потребители опасались, что автопроизводители поднимут цены на грузовики, особенно импортированные, и активно покупали технику", — объясняет Татьяна Арабаджи, директор RAMR.

Иностранцы в лидерах

Среди грузовых автомобилей в СПб наибольшим спросом пользуются седельные тягачи. Однако их доля несколько сократилась: с 68,6% в 2017 году до 56,3% за первые 5 месяцев 2018–го. В целом продажи седельных тягачей за январь–май 2018 года выросли на 46,2%, свидетельствуют данные RAMR.

"Традиционно в Петербурге наиболее активно растут продажи в сегментах седельных тягачей колесной формулой 4х2. Этот год не исключение. Помимо этого, в первой половине 2018 года очень хороший рост показал рынок самосвалов (за 5 месяцев 2018 года более чем в 2 раза к аналогичному периоду прошлого года). Эти два сегмента были самыми результативными", — отмечает Андрей Игнатьев, генеральный директор АО "Торгово–финансовая компания "КАМАЗ".

Большая часть продаваемых в Петербурге грузовиков — иностранные бренды. По данным RAMR, за 5 месяцев 2018 года их доля в продажах составила 62,3% (в 2017–м — 72,8%). Спрос на иностранные грузовики за 5 месяцев 2018 года вырос на 42,9% (в 2017–м — на 163,3%). Причем если в сегменте седельных тягачей лидирует Mercedes–Benz, то в сегменте самосвалов доминирует отечественный КамАЗ.

Количество регистраций новых грузовых автомобилей европейских производителей полной массой свыше 16 т в Петербурге и Ленобласти увеличилось за 5 месяцев 2018 года на 60,2% (до 806 единиц) к аналогичному периоду 2017–го. "При этом наибольший рост наблюдался в сегменте одиночных самосвалов (+533%), хотя на его долю приходится всего 7,5% рынка. Основную же долю рынка (86%) составляют седельные тягачи, и этот сегмент показал рост на 46% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года", — говорит Алексей Андреев, региональный менеджер по продажам новых грузовых автомобилей Volvo в СЗФО Volvo Trucks Россия.

В Петербурге заморозят выдачу разрешений на движение грузовиков на время ЧМ-2018

В Петербурге заморозят выдачу разрешений на движение грузовиков на время ЧМ-2018

12060
Мария Тирская

По мнению Татьяны Арабаджи, резкий рост спроса на иностранные грузовики, особенно европейских марок, стал следствием выхода экономики из кризиса, реализацией отложенного спроса, накопившегося в кризисные годы.

От льгот к сборам

Из–за введения с 1 января 2018 года экологического стандарта по выхлопу класса "Евро–5" и апрельского увеличения утилизационного сбора стоимость новых грузовых автомобилей выросла. Так, ПАО "КАМАЗ" было вынуждено произвести повышение цен в I квартале 2018 года на 4% после введения требований экологического класса "Евро–5" для автомобилей, повлекших за собой рост затрат на их производство.

"За последний год рост стоимости грузовых автомобилей составил около 1 млн рублей, — отмечают в компании "Скания–Русь". — Традиционно рост цены связан с повышением стоимости комплектующих. Однако в этом году дополнительное влияние оказал и рост евро, и увеличение утилизационного сбора".

Лизинг по–прежнему остается основным инструментом продаж грузовиков. "С точки зрения финансовых инструментов наибольший объем продаж обеспечивает лизинг — это 70% продаж, далее следуют кредиты — порядка 20%, и наконец, 10% клиентов совершают покупки за счет собственных накопленных средств. При этом на классический лизинг уходит больше 95% всех сделок в грузовом сегменте", — утверждают в "Скания–Русь".

Прекратили действие государственные программы по субсидированию приобретения грузового транспорта. "Наибольший эффект мы видели от программ по субсидированию сделок по лизингу — так называемый "льготный лизинг", когда при покупке грузового автомобиля в лизинг покупатель получал от государства субсидию, равную 10% от стоимости грузовика. Получал он ее в виде скидки от цены автомобиля, что являлось для клиента очень мощным стимулом для покупки", — рассказывает Андрей Игнатьев. Также, по его словам, позитивное влияние на рынок оказала программа субсидирования производителей газомоторной техники.

Тормозной путь

Высокие темпы роста рынка в начале 2018 года к декабрю, скорее всего, замедлятся. "Постепенно отложенный спрос на приобретение грузовой техники, характерный для конца 2016 — начала 2018 года, насыщается, и это видно по замедлению показателей роста рынка в целом", — отмечает Алексей Андреев.

По итогам 2018 года продажи грузовых автомобилей в Петербурге могут вырасти на 20–25%, прогнозирует Татьяна Арабаджи.

"Спрос на грузовики будет зависеть от ситуации в основных потребляющих грузовики отраслях: строительство, грузоперевозки, оптовая и розничная торговля", — считает она.

"Несмотря на столь высокие темпы роста рынка грузовой техники, необходимо учитывать, что данный рост носит восстановительный характер, и емкость рынка еще далека от докризисного значения", — указывает Андрей Игнатьев.

По итогам 2018 года он ожидает роста продаж в СПб и ЛО на 15–20%.

Новости партнеров
Реклама