Грузовики на подъеме. Петербург опередил другие регионы России по темпам роста продаж грузовиков

Автор фото: Сергей Ермохин
Эксперты отмечают резкий спрос на иностранную грузовую технику, особенно европейских марок

Продажи грузового транспорта в Петербурге растут быстрее, чем в среднем по стране. Положительную динамику во многом формирует отложенный спрос, который уже близок к насыщению.

Рынок грузовиков в Петербурге демонстрирует уверенный рост. По данным Russian Automotive Market Research (RAMR), продажи новых грузовых автомобилей (полной массой свыше 6 т) в городе выросли на 70,1% (до 4238 единиц) по итогам 2017 года и на 40,1% (до 1331 единиц) по итогам 5 месяцев 2018 года. Для сравнения: в целом по России продажи новых грузовых автомобилей увеличились в 2017 году на 52,95%, за 5 месяцев 2018–го — на 25,2%.
"Рост продаж обусловлен восстановлением экономики, государственной поддержкой рынка коммерческой техники, реализацией отложенного спроса. В первой половине 2018 года спрос также стимулировало снижение курса рубля, увеличение утилизационного сбора. Потребители опасались, что автопроизводители поднимут цены на грузовики, особенно импортированные, и активно покупали технику", — объясняет Татьяна Арабаджи, директор RAMR.

Иностранцы в лидерах

Среди грузовых автомобилей в СПб наибольшим спросом пользуются седельные тягачи. Однако их доля несколько сократилась: с 68,6% в 2017 году до 56,3% за первые 5 месяцев 2018–го. В целом продажи седельных тягачей за январь–май 2018 года выросли на 46,2%, свидетельствуют данные RAMR.
"Традиционно в Петербурге наиболее активно растут продажи в сегментах седельных тягачей колесной формулой 4х2. Этот год не исключение. Помимо этого, в первой половине 2018 года очень хороший рост показал рынок самосвалов (за 5 месяцев 2018 года более чем в 2 раза к аналогичному периоду прошлого года). Эти два сегмента были самыми результативными", — отмечает Андрей Игнатьев, генеральный директор АО "Торгово–финансовая компания "КАМАЗ".
Большая часть продаваемых в Петербурге грузовиков — иностранные бренды. По данным RAMR, за 5 месяцев 2018 года их доля в продажах составила 62,3% (в 2017–м — 72,8%). Спрос на иностранные грузовики за 5 месяцев 2018 года вырос на 42,9% (в 2017–м — на 163,3%). Причем если в сегменте седельных тягачей лидирует Mercedes–Benz, то в сегменте самосвалов доминирует отечественный КамАЗ.
Количество регистраций новых грузовых автомобилей европейских производителей полной массой свыше 16 т в Петербурге и Ленобласти увеличилось за 5 месяцев 2018 года на 60,2% (до 806 единиц) к аналогичному периоду 2017–го. "При этом наибольший рост наблюдался в сегменте одиночных самосвалов (+533%), хотя на его долю приходится всего 7,5% рынка. Основную же долю рынка (86%) составляют седельные тягачи, и этот сегмент показал рост на 46% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года", — говорит Алексей Андреев, региональный менеджер по продажам новых грузовых автомобилей Volvo в СЗФО Volvo Trucks Россия.
По мнению Татьяны Арабаджи, резкий рост спроса на иностранные грузовики, особенно европейских марок, стал следствием выхода экономики из кризиса, реализацией отложенного спроса, накопившегося в кризисные годы.

От льгот к сборам

Из–за введения с 1 января 2018 года экологического стандарта по выхлопу класса "Евро–5" и апрельского увеличения утилизационного сбора стоимость новых грузовых автомобилей выросла. Так, ПАО "КАМАЗ" было вынуждено произвести повышение цен в I квартале 2018 года на 4% после введения требований экологического класса "Евро–5" для автомобилей, повлекших за собой рост затрат на их производство.
"За последний год рост стоимости грузовых автомобилей составил около 1 млн рублей, — отмечают в компании "Скания–Русь". — Традиционно рост цены связан с повышением стоимости комплектующих. Однако в этом году дополнительное влияние оказал и рост евро, и увеличение утилизационного сбора".
Лизинг по–прежнему остается основным инструментом продаж грузовиков. "С точки зрения финансовых инструментов наибольший объем продаж обеспечивает лизинг — это 70% продаж, далее следуют кредиты — порядка 20%, и наконец, 10% клиентов совершают покупки за счет собственных накопленных средств. При этом на классический лизинг уходит больше 95% всех сделок в грузовом сегменте", — утверждают в "Скания–Русь".
Прекратили действие государственные программы по субсидированию приобретения грузового транспорта. "Наибольший эффект мы видели от программ по субсидированию сделок по лизингу — так называемый "льготный лизинг", когда при покупке грузового автомобиля в лизинг покупатель получал от государства субсидию, равную 10% от стоимости грузовика. Получал он ее в виде скидки от цены автомобиля, что являлось для клиента очень мощным стимулом для покупки", — рассказывает Андрей Игнатьев. Также, по его словам, позитивное влияние на рынок оказала программа субсидирования производителей газомоторной техники.

Тормозной путь

Высокие темпы роста рынка в начале 2018 года к декабрю, скорее всего, замедлятся. "Постепенно отложенный спрос на приобретение грузовой техники, характерный для конца 2016 — начала 2018 года, насыщается, и это видно по замедлению показателей роста рынка в целом", — отмечает Алексей Андреев.
По итогам 2018 года продажи грузовых автомобилей в Петербурге могут вырасти на 20–25%, прогнозирует Татьяна Арабаджи.
"Спрос на грузовики будет зависеть от ситуации в основных потребляющих грузовики отраслях: строительство, грузоперевозки, оптовая и розничная торговля", — считает она.
"Несмотря на столь высокие темпы роста рынка грузовой техники, необходимо учитывать, что данный рост носит восстановительный характер, и емкость рынка еще далека от докризисного значения", — указывает Андрей Игнатьев.
По итогам 2018 года он ожидает роста продаж в СПб и ЛО на 15–20%.