Ну–ка, мечи стаканы на стол

Власти Ленобласти отказались от пластиковой посуды. Бумажная экологичнее, но дороже — основу для нее производят за рубежом.

Комитет по культуре правительства Ленобласти отказался от использования пластиковой посуды при проведении официальных культурно–массовых мероприятий. Компании, реализующие бумажную и пластиковую посуду, оценили влияние решения на бизнес.
Так, директор НПФ "Ленинградский полиграфический комбинат" Алексей Никифоров считает, что правительство 47–го региона предприняло логичный шаг — в сторону большей экологичности. Он согласен и с тем, что в первую очередь от заботы культурного ведомства о природе выиграют производители бумажной посуды, а также компании, которые занимаются печатью изображений и надписей на ней.
"Безусловно, мы, как полиграфическое предприятие, рады этой инициативе. Возможно, понадобится больше бумажных стаканов, на которых мы что–нибудь напечатаем", — говорит Алексей Никифоров.
Однако есть и сомнения в том, что рынок вообще почувствует последствия перевода казенных торжеств с пластика на бумагу. "Я не уверен, что данное решение может сильно повлиять на долю бумажной посуды. Мероприятия в Ленинградской области не так часто проходят, чтобы это сильно сказалось на рынке", — сказал Евгений Бозов, коммерческий директор "Р. М. Пак" (производство и продажа любой одноразовой посуды). По подсчетам экспертов, в Петербурге, на который ориентирован и соседний 47–й регион, продается различной одноразовой пластиковой продукции более чем на 5 млрд рублей в год.

Условно грубо говоря

Бозов полагает, что от локального решения чиновников вообще мало что зависит. Ведь сырье (картон) для бумажной посуды в промышленных масштабах производят за рубежом, поэтому цена на нее зависит от курса доллара. А вот пластик производят в России, поэтому он дешевле. "Пластиковый стаканчик стоит, условно, 50 копеек, а бумажный, грубо говоря, — 1,5 рубля", — констатирует он, отмечая, что если произойдет обвал валюты, то потребители–ретейлеры неизбежно вернутся к пластику. Но пока, по наблюдениям Евгения Бозова, в Петербурге формируется новая культура потребления — бумажная посуда становится предпочтительнее из–за своей экологичности.
В этом смысле Петербург и область — в общенациональном тренде. Руководитель отдела маркетинга ООО "Формация" Вера Канайкина наблюдает, что лидеры отечественного "быстрого питания" стремятся к сохранению окружающей среды, увеличивая долю посуды из бумаги. Но это лишь одна из тенденций российского рынка одноразовой посуды, который, по словам Канайкиной, как таковой "не до конца освоен и ежегодно растет за счет развития сетей фастфуда". С 2007 по 2016 год он вырос в 2,6 раза: со 107 млрд до 280 млрд рублей. По оценкам экспертов, в 2017–2021 годах среднегодовые темпы роста рынка еще увеличатся — до 14,7%, что приведет к 2021 году к его расширению до 553 млрд рублей.
Бумага же становится все привлекательнее за счет легкости утилизации, которая компенсирует высокую цену сырья. По данным опроса сайта infovend, 45% российских вендеров предпочитают бумажные стаканчики пластиковым. Логично, что в России начали появляться компании, которые пытаются сами производить бумажную посуду. Но в основе они все равно используют импортный картон, на который наносят барьерный слой.

Есть нюанс

По словам Юрия Шевчука, председателя Общественного экологического совета при главе Ленобласти, в конечном итоге при разложении бумаги выделяются не менее вредные вещества: "Никуда от загрязнения окружающей среды не деться. Все эти популистские попытки отказаться от пластика, убедить себя, что можно как–то справиться с загрязнениями, — сегодня это обман", — сказал Юрий Шевчук.