FortGroup запустил проект частного музея Бродского в Петербурге с покупки квартиры

Работа над созданием музея-квартиры Иосифа Бродского.
Автор фото: Ермохин Сергей
Работа над созданием музея-квартиры Иосифа Бродского.
Автор фото: Ермохин Сергей
Управляющий партнер FortGroup Максим Левченко закрыл сделку по покупке квартиры по соседству с квартирой поэта Иосифа Бродского в доме Мурузи в Петербурге. Об этом сам Левченко рассказал РБК. Сумма сделки не раскрывается; по оценкам экспертов, квартира обошлась покупателю в 35-36 млн рублей. Общие инвестиции в проект оцениваются в 1 млн евро. Площади мемориальной и купленной квартиры планируют объединить для создания первого полноценного музея Бродского в Петербурге.
Куратором нового музея станет команда портала Brodsky.online, виртуального музея Иосифа Бродского, созданного совместно с Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме. «Музей появится в течение 2-3 лет. То, что музей частный, ускоряет решение многих вопросов. В перспективе, возможно, эта квартира станет частью большого мемориального музея Бродского», — говорит куратор будущего музея Павел Котляр.
В составе музея будут залы для временных выставок, лекторий, book-cafe. «Это будет не классический литературный музей, а «антимузей» — точка притяжения разных творческих сил мегаполиса», — заявил Максим Левченко и добавил, что для него это не коммерческий, а социальный проект. Музей будет частным. «Позже, когда создадим экспозицию, возможно, будем привлекать партнеров», — уточнил девелопер.
Продавцы квартиры — основатели компании RIM и организаторы общественных проектов «Архпароход» и «Плутон» Каринна и Максим Малышевы — сделку подтвердили. «Переговоры шли несколько месяцев. Одно из условий — включение нас в попечительский совет будущего музея Бродского», — пояснила агентству Малышева.
Фонд создания музея Бродского, который при поддержке банков и спонсоров выкупил почти всю мемориальную коммунальную квартиру площадью 250 м2 в доме Мурузи, был создан еще в 1999 году. Но завершить выкуп не удалось. И до сих пор в квартире есть собственник одной из комнат, который не желает ее покидать.
Как отмечал арт-критик Станислав Савицкий, музей поэта, открывающийся в бывшей коммуналке, где у его родителей было полторы комнаты, в общем–то, должен быть «музеем отвращения к бесчеловечному государству и служения русской литературе». Ведь эти полторы комнаты знали и унижения отца Бродского, выгнанного с работы в годы антисемитских процессов, и все прелести коммунальной жизни (притом что эта коммуналка была еще сносная), и мечты начинающего поэта выбраться из этого мира, который он иначе, чем рабским и нищенским, не называл. Собственно, здесь он и начинал учить английский, чтобы эмигрировать и стать поэтом свободы, отмечает Савицкий.
Коммуналка эта далеко не самое веселое место для мемориала Бродского, напоминает он. Недаром так мучительно долго шла борьба за открытие музея. Друзья поэта и сотрудники Фонтанного дома год за годом расселяли эту квартиру, мотивировали спонсоров, занимались согласованием всего и вся с властями. В итоге за исключением одной комнаты, которую по настоянию ее хозяйки выгородили в отдельное жилье, коммуналка теперь в распоряжении музея.