Омбудсмен заменит суд. Как будет работать институт финансового уполномоченного в России

Автор фото: Валентин Беликов

Новый институт финансового омбудсмена, закон о создании которого в начале июня подписал Владимир Путин, призван сократить число судебных споров, связанных с финансовыми услугами.

Сейчас примерно 30–40% жалоб, поступающих в Банк России от потребителей финансовых услуг, находится в компетенции суда. Об этом сообщил глава Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута, выступая на XVI Международной конференции по страхованию в Петербурге.
"Количество судебных споров только в сегменте ОСАГО исчисляется сотнями тысяч в год, — рассказал Михаил Мамута корреспонденту "ДП". — Мы рассчитываем, что в будущем число споров, урегулированных компаниями самостоятельно или с помощью третьей стороны — омбудсмена или суда, будет сокращаться. Предложенная в законе схема (публичность и платность) создает все стимулы для финорганизаций не доводить спор до суда и даже до омбудсмена: компании дается два шанса урегулировать спор с потребителем — сначала на этапе претензии гражданина и потом до вынесения решения финансового уполномоченного. И только если финансовая компания твердо уверена в своей правоте, ей целесообразно уведомить об этом омбудсмена, и тот будет рассматривать спор по существу".
По словам Мамуты, до настоящего времени претензионный порядок урегулирования споров потребителей с финансовыми организациями действует только в сегменте ОСАГО. Здесь потребитель должен предварительно, перед подачей иска в суд для защиты своих прав, обратиться с претензией в страховую компанию. В остальных сегментах финансового рынка это правило пока не работает, и потребитель чаще всего сразу обращается в суд.
Институт финансового уполномоченного будет состоять из главного омбудсмена, назначаемого советом директоров ЦБ, и отраслевых омбудсменов в различных сферах финансовых услуг. Он позволит оперативно решать споры, возникающие между финансовыми организациями и потребителями их услуг, в досудебном порядке, что заметно снизит нагрузку на суды, отметил Мамута. Он уточнил, что в международной практике до 80% споров при наличии действующего института финансового защитника урегулируются при первичном обращении потребителя с претензией в финансовую организацию. Еще 15% споров переходит на стадию рассмотрения финансовым уполномоченным, и только 5% споров доходит до суда.
Сергей Шамраев, генеральный директор "Телетрейд Групп", верит в быстрый эффект от работы финансового уполномоченного в виде уменьшения нагрузки на суды. "Скорее всего, это мы увидим быстро, может быть, через год, а если речь идет об уменьшении долговой нагрузки на малообеспеченные слои населения, то здесь необходимо больше времени, возможно, 2–3 года", — говорит он.
Елена Стратьева, вице–президент НАУМИР, директор СРО "МиР", рассчитывает, что появление финансового омбудсмена позволит более объективно оценивать качество работы финансовых организаций. "Сегодня оценивается общее количество жалоб: ЦБ дает статистику, сколько жалоб поступило на какой сегмент. Но, к сожалению, не дается качественной оценки — какая часть этих жалоб обоснованна", — констатирует она.
Решения финансового омбудсмена будут обязательными для исполнения финансовыми организациями. Потребитель будет получать аналог исполнительного листа, по которому сможет взыскивать компенсацию ущерба. Организации, исполнившие решение в срок, будут освобождаться от уплаты штрафов за нарушение прав потребителей. При этом участники спора будут иметь право при несогласии с решением уполномоченного обжаловать это решение в судебном порядке, уточнил Михаил Мамута.

Ущемление посредников

Как рассказал Михаил Мамута, финансовый уполномоченный будет принимать решение по поступающим обращениям в течение 15 дней, если они поданы в электронном виде и свежие, то есть с момента возникновения оснований для жалобы прошло не более 6 месяцев. Если же обращение подано в бумажном виде или жалоба в нем более "вызревшая", то срок увеличивается до 30 дней. Такое же увеличение срока рассмотрения обращений происходит и в том случае, когда потребитель обращается к омбудсмену не сам, а через посредника. Такое явление можно часто наблюдать в судах по страховым возмещениям по ОСАГО: посредники выкупают требования к страховой компании прямо на месте аварии или у офиса страховой компании, а затем вытягивают из страховщика через суд в несколько раз больше денег, чем заплатили пострадавшему в ДТП.
Еще одна мера, направленная на ущемление подобных посредников, заключается в том, что им придется платить за обращение к омбудсмену. Обращения самих потребителей уполномоченный будет принимать бесплатно.

Уполномоченный против закона

Глупой шуткой называет закон о финансовом уполномоченном Павел Медведев, работающий без малого 8 лет финансовым омбудсменом при Ассоциации российских банков (АРБ). Во–первых, из–за того, что президент РФ Владимир Путин, когда поручал подготовить такой закон, говорил о необходимости отрегулировать механизм взаимодействия между финансовым учреждением и получателем кредита, а из итогового текста закона следует, что уполномоченный имеет право рассматривать обращения исключительно кредиторов финансовых организаций, но никак не должников.
"Пикантность этому сюрпризу придает тот факт, что у некоторых финансовых организаций, упомянутых в законе, например ломбардов, не бывает кредиторов–граждан, — удивляется Павел Медведев. — То есть ломбарды включены в закон с единственной целью сообщить их клиентам, что финансовый уполномоченный не имеет права рассматривать какие бы то ни было их жалобы".
Во–вторых, по его мнению, и банки зря внесены в этот закон. "Кредиторы банков изредка жалуются действующему финансовому омбудсмену, — отмечает Павел Медведев. — Это так называемые "превышенцы", то есть те, кто доверил банку, ставшему неплатежеспособным, более 1,4 млн рублей. Но "превышенцы" обнаруживаются только после отзыва лицензии у банка, когда закон жаловаться омбудсмену запрещает".
Наконец, закон запрещает гражданам обращаться к уполномоченному за консультацией. "В моей практике эта позиция (обращение за консультацией) твердо держится на втором месте по частоте после жалоб граждан, имеющих проблемы с долгами. Судя по количеству благодарностей, консультации — самая эффективная форма работы финансового омбудсмена. Не заинтересованы ли авторы закона в том, чтобы граждане чаще попадали в финансовые ловушки?" — задается вопросом Павел Медведев.

Что надо знать про финансового уполномоченного

1. Уполномоченный рассматривает претензии потребителей к финансовым организациям объемом до 0,5 млн рублей.
2. Обращаться к уполномоченному следует после обращения с претензией в финансовую организацию и получения отказа удовлетворить претензию от нее, но до обращения в суд.
3. Уполномоченный принимает решения по обращениям в течение 15 дней, если обратился сам потребитель, и в течение 30 дней – если обратился посредник, которому уступил право требования к финансовой организации. Решение вступает в силу через 10 рабочих дней после подписания уполномоченным.
4. Для потребителей финансовых услуг обращение к уполномоченному бесплатно, для посредников, которым они уступили права требования, – платно.
5. Решения финансового омбудсмена в пользу потребителей обязательны для исполнения финансовыми организациями. Если организация исполняет его решение в срок, она освобождается от уплаты штрафа за нарушение прав потребителей, но при этом должна удовлетворить требование клиента и оплатить работу омбудсмена.
6. При несогласии с решением омбудсмена участники спора могут обжаловать его решение в судебном порядке.
7. Финансовый уполномоченный назначается советом директоров Банка России РФ по представлению председателя ЦБ, согласованному с президентом РФ, сроком на пять лет.
8. Деятельность института финансовых уполномоченных финансируется за счет взноса учредителя – Банка России, а в дальнейшем – за счет взносов финансовых организаций, в отношении которых омбудсмен рассматривает обращения, платы посредников, подающих обращения, а также доходов от инвестирования и пр.
Я думаю, что это очень формальный институт. У нас в кооперативах эти вопросы решаются, есть досудебные процедуры. В целом есть судебные процедуры. Функция омбудсмена не совсем понятна. Законы не обсуждаются, что сказать. Тема давно обсуждалась, я думаю, она больше популистская. Это дополнительная нагрузка на все институты, понятно, что споры в большинстве случаев будут решаться в пользу жалобщиков. С одной стороны, это пресечение недобросовестных практик, если этот спор будет решаться объективно. Но всегда есть суд, есть возможность обжаловать дело. Это позволит вычистить практики.
Марат Овчиян
директор СРО "Содействие"
Основная идея закона о финансовом уполномоченном в том, чтобы обезопасить клиентов, потребителей финансового рынка от недобросовестных практик участников финансового рынка и в досудебном порядке попробовать каким–то образом разрулить сложившуюся ситуацию. У нас на рынке ломбардов нет судебных практик, но все равно ломбард обязан присоединиться к этому институту. Ни для регулятора это не нужно, ни для потребителя это не нужно, рынок никто не спросил. В первом чтении не было сноски о ломбардах, просто до кучи позднее, видимо, появилась. Рынок недоумевает. Понятно, что сам институт нужный, важный и полезный. Но, мне кажется, его нужно применять там, где он необходим.
Алексей Лазутин
председатель совета Национального объединения ломбардов