Где деньги, Зин? Член совета директоров "Максидома" Мария Евневич о том, что ее смущает в истории с пенсиями

 

Повышение пенсионного возраста вызывает недовольство, и в этом нет ничего удивительного. Непонятно, кто расстроен больше: те, кто не хочет работать в более старшем возрасте, или те, кто планировал работать, но рассчитывал на эту небольшую прибавку к доходу в виде честно заслуженной пенсии. Но ясно, что ни один человек не будет рад, когда у него забирают деньги.
Однако, если смотреть на эту историю в общем, все кажется не таким страшным. Если абстрагироваться от того, что главной задачей является экономия на соцобязательствах, что само по себе не очень правильно, остается еще ряд аргументов против повышения пенсионного возраста.
Первый: в таком возрасте работать уже поздновато, и многие хотели бы уже уйти на покой. Учитывая, что есть люди, которые в принципе не хотят работать, этот аргумент кажется слишком субъективным. Второй: подзадержавшиеся будущие пенсионеры займут рабочие места, будет расти безработица, молодым специалистам будет труднее конкурировать за должности с опытными сотрудниками. Этому я как работодатель только рада: молодежь у нас немножечко обнаглела, ребята после вуза мало что умеют, но уже много чего хотят. Немного остудить их пыл — благое дело. Пусть ощутят конкуренцию, наступят на горло собственной лени и начнут работать как взрослые.
Есть еще аргумент про "институт бабушек". Тут присутствует рациональное зерно: действительно, роль бабушек в воспитании внуков трудно переоценить. Они обычно добрее, сказки у них интереснее, пирожки вкуснее, и вообще бабушки спокойны и не задолбаны делами, как родители. А если они будут работать, то все будет не так. С другой стороны, далеко не все бабушки помогают своим детям с внуками.
У того, чтобы работать подольше, есть и плюсы. Многие компании, конечно не афишируя этого, стараются не брать на работу людей в 50 лет: слишком мало им остается до пенсии. Если пенсия станет наступать позже, найти новую работу в этом возрасте будет проще. И вообще, работа позволяет держать себя в тонусе.
Мои прабабушки и прадедушки, дедушка — все работали до самой смерти, и я уверена, что именно поэтому их смерть наступила в довольно преклонном возрасте. Если бы они остановились — угасли бы от скуки. Так что я не противник повышения пенсионного возраста. Меня в истории с пенсиями смущает только одно: когда считаешь, сколько работодатель за время работы человека перечисляет за него взносов в пенсионный фонд, и рассчитываешь сложный процент по какой–нибудь невысокой ставке депозита (как если бы вместо пенсионного фонда деньги просто отправлялись в банк), почему–то пенсия получается больше, чем она есть де–факто. Где деньги, Зин?
Мария Евневич , член совета директоров ООО "Максидом" , доцент  СПбГУ