Борьба ожесточилась до предела. Законопослушный мини-отель выгнали из жилого дома в центре Петербурга

Совладелец "Рады" Харламий Попов
Автор фото: Сергей Ермохин
Совладелец "Рады" Харламий Попов
Автор фото: Сергей Ермохин

В Петербурге закрывают мини–отель в центре города, борьба хостелов в жилом фонде за свои права обострилась до предела.

На ул. Некрасова — в самом центре города, в здании в стиле модерн 1914 года постройки, решением Смольнинского суда закрывают мини–отель "Рада" на 10 номеров. Совладелец и управляющий отелем Харлампий Попов рассказал "ДП", что работает уже 4,5 года в полном соответствии с действующим законодательством. В ремонт он инвестировал 7,5 млн рублей, отстроил 10 номеров. Перепланировки в квартире площадью 250 м2 (расселили коммуналку из девяти комнат) утверждены соответствующими инстанциями. Отель пользуется популярностью у туристов. Все было хорошо, однако в 2017 году прокуратурой Центрального района по жалобе был подан иск в суд, который, выслушав доводы сторон, принял решение мини–отель закрыть. Одновременно принималось во внимание то, что соседи претензий к отелю не имеют, у управляющей компании также нет жалоб.

Жалоб нет

Поводы для закрытия отеля в иске прокуратуры изложены следующие: отсутствие отдельного входа (это обязательное требование) и работа в жилом фонде без перевода в нежилой (это требование по закону необязательно). Решение было оглашено в зале суда в апреле, но на руки до сих пор не выдано. Владельцы отеля будут оспаривать решение, как только его получат. Они считают, что пали жертвой борьбы  объединением управляющих компаний, которые хотят распоряжаться общим имуществом домов так, чтобы никто не вмешивался в их деятельность, и новыми владельцами квартир — в большинстве своем расселенных (в том числе под мини–отели и хостелы) бывших коммуналок.
"Мы хотим самостоятельно распоряжаться общедомовым имуществом с большей эффективностью, — рассказывает Елена Гринева, владелица квартиры в доме на ул. Некрасова, экономист по профессии, — и сделать таким образом дом инвестиционно привлекательным объектом, но нам этого не дают, ведут с нами прицельную борьбу".
Елена Гринева добавляет, что проживание огромного числа людей в коммунальных квартирах негативно влияет на техническое состояние дома гораздо больше, чем хостелы.
Управляющий ТСЖ Михаил Латкин рассказывает, что претензий именно к "Раде" нет. "Мини–отель расположен на втором этаже, лифтом его постояльцы не пользуются, — говорит он, — а основной вред от хостелов связан с этим: маленькие лифты в старых зданиях не предназначены для того, чтобы постоянно возить в них чемоданы". Также возрастает нагрузка на общедомовые сети, особенно в плане потребления воды. "В доме реально работают семь–восемь хостелов на всех семи этажах. Хотя они и оплачивают потребленную воду по счетчикам, но старые сети не предназначены для того, чтобы большой объем воды лился в доме постоянно", — говорит Михаил Латкин.
Еще более категорична Гульнара Борисова, председатель Ассоциации ТСЖ Центрального района, которая названа в исковом заявлении в суд как источник жалобы. "Жалобы я не писала, — утверждает она, — но некоторое время назад в ассоциации таких жалоб набралось несколько десятков, и я отвезла их в Москву, в Госдуму: там как раз обсуждался закон о запрете хостелов в жилых домах". Жалобы она передала лично депутату Галине Хованской, которая известна как автор законопроекта о запрете хостелов в жилых домах.
"Жалобы передала и другим депутатам, которые ведут законопроект, — продолжает Гульнара Борисова, — и позже они вернулись в Петербург — губернатору Георгию Полтавченко".
По всей видимости, следом жалобы попали в прокуратуру, затем прокуратура обратилась в суд. Однако начать решили почему–то с самого законопослушного мини–отеля в доме.

В ожидании закона

"В Петербурге по суду (формально — из–за отсутствия отдельного входа) за последние 1,5 года закрыто уже примерно 10 мини–отелей и хостелов, — говорит Тамара Буйлова, заместитель председателя Ассоциации мини–гостиниц Петербурга, — но, по данным booking.com, в городе предлагают свои услуги 5 тыс. различных малых средств размещения, и те несколько десятков жалоб, которые написали, — это нормально".
Тамара Буйлова рассказывает, что в Москве борьба с хостелами к настоящему моменту ожесточилась до предела: по решению суда закрыто уже более 300 хостелов, и закрытия продолжаются. "Но следует учесть, что в Петербурге это градообразующая отрасль, — рассказывает Тамара Буйлова, — городской номерной фонд гостиниц составляет 40 тыс. номеров, а потребность, как мы видим на примере ЧМ–2018, значительно больше".
Для минимизации конфликтов эксперты советуют отельерам стараться привлечь на свою сторону жильцов домов и по возможности найти общий язык с управляющими компаниями, неся свою долю расходов на содержание общедомового имущества.
Закон о работе хостелов в жилых домах обсуждается в Госдуме уже более 2 лет. Он прошел первое чтение, но пока его принятие приостановлено — как полагают, в связи с проведением чемпионата мира по футболу. Мест в обычных гостиницах в городах проведения матчей чемпионата не хватает, поэтому для мини–отелей и хостелов наступил месяц свободы. Однако, по сведениям экспертов, осенью Госдума вернется к рассмотрению этого закона, и он будет принят уже в этом году. В его последней редакции сказано, что для того, чтобы иметь возможность работать в жилом фонде, нужно получить согласие жильцов дома.