Король говорит и выигрывает. Бизнес-тренер Сергей Кузин раскрыл приемы выступления перед недовольной аудиторией

 

Предпринимателю часто приходится выступать перед аудиторией, будь это коллектив его компании, партнеры или клиенты. Иногда слушатели настроены не оптимистично: задержали зарплату, провалился контракт, договор составляется слишком долго. Первое, что должен сделать бизнесмен, выступая перед недовольной аудиторией, — предупредить ее негатив. Для этого можно использовать прием "самораскрытие" и рассказать о своих чувствах.
Его эффективно использовал лидер автомобильной корпорации Chrysler Ли Якокка. Ему пришлось выступать перед огромной аудиторией во время скандала со счетчиками километража. Они обнулялись в массовом порядке, и покупатели платили полную сумму за машины, которые во время тест–драйвов уже проехали по 100, а иногда и по 500 км.
Спикер объяснил: "Должен сказать, что в моей жизни были деньки и получше. Ощущение, что еще неделю назад я был существенно моложе, а за последний месяц постарел лет на десять". В глазах недовольных слушателей Ли предстал не бюрократом, собирающимся оправдываться, а живым человеком, который переживает из–за кризисной ситуации не меньше других. Искренность — то, что отличало лидера Chrysler, и этот инструмент стоит взять на вооружение.
Среди других приемов упреждения негатива — ссылка на авторитет или общий опыт, сгущение красок и самоирония. Их использование в начале речи значительно уменьшит вероятность агрессии. Если в зале сидит уважаемый человек, подойдет фраза: "Вот в зале сидит Христофор Иванович, он не даст соврать".
Формулировка про совместное преодоление трудных ситуаций помогает создать фундамент для доверительного общения. Отлично подойдет: "Мы с вами прошли не через один кризис". Прием "сгущение красок" прост: надо преувеличить значимость проблемы. Например, вы совершили небольшую ошибку, но назвали это своим провалом. "Сказать, что мы все провалили, — это ничего не сказать". Самоирония и юмор в момент кризиса — признак силы. Это эффективно нейтрализует негатив: "Мы набили себе шишек на одном месте, и надо сказать, что сейчас это место очень болит".
После вступления с использованием одного из указанных приемов основную часть презентации следует построить по структуре "сэндвич". Верхний и нижний слои — это позитивное утверждение, начинка — извинения / описание кризисной ситуации. Приемом воспользовался Марк Цукерберг во время выступления в парламенте после утечки информации более чем у 50 млн пользователей. Свою речь он начал с ценностей Facebook и успехов корпорации. После признал проблему, взял ответственность на себя. Большую часть времени говорил о способах преодоления кризиса и выиграл.