Елена Домброва Все статьи автора
4 июня 2018, 18:18 8579

Инструкция для ресторанов: как показать футбол и не нарушить закон

Москва. Болельщики ФК "Реал Мадрид" во время трансляции финального матча Лиги чемпионов УЕФА между ФК "Реал Мадрид" и "Ливерпуль" в ресто-баре Mad Man.
Москва. Болельщики ФК "Реал Мадрид" во время трансляции финального матча Лиги чемпионов УЕФА между ФК "Реал Мадрид" и "Ливерпуль" в ресто-баре Mad Man.
Фото: Фадеичев/ТАСС

До старта чемпионата мира по футболу осталось чуть больше недели. Рестораторы массово покупают телевизоры, чтобы в прямом эфире показать футбольные матчи. "ДП" разобрался, как транслировать главное событие июня и при этом не нарушить закон об интеллектуальной собственности.

Через 10 дней стартует чемпионат мира по футболу — 2018, который продлится 32 дня. Непосредственно в Петербурге пройдет семь матчей чемпионата мира по футболу. Как эти, так и остальные матчи можно будет посмотреть в прямом эфире дома перед телевизором или в заведениях общепита с другими болельщиками. Предвкушая наплыв посетителей, рестораторы еще в прошлом году стали оснащать залы дополнительным оборудованием для трансляции футбольных матчей.

Накормить чемпионат. Перед ЧМ-2018 в Петербурге открылось 46 ресторанов

Накормить чемпионат. Перед ЧМ-2018 в Петербурге открылось 46 ресторанов

2083
Амера Карлос, Елена Домброва

Купить телевизор

Продавцы бытовой техники и электроники рассказывают, что наибольшей популярностью перед чемпионатом у юридических лиц пользуются телевизоры с диагональю 43 дюйма, цена на которые составляет 25-30 тыс. рублей.

"Основной всплеск пришелся на 2016-2017 годы, когда полным ходом шла подготовка к турниру. Тогда спрос вырос примерно на 15-20%", — говорит гендиректор ГК "Фотосклад" Алексей Банников. Сейчас динамика держится на уровне 7%. По данным "Фотосклада", наиболее популярны телевизоры с диагональю 43 дюйма стоимостью около 30 тыс. рублей, их доля выросла до 68%. Такие модели подходят как для обычных пользователей, так и для бизнеса. На юрлица приходится 30% продаж телевизоров.

В "Эльдорадо" доля явных B2B-продаж составляет несколько процентов, но в ближайшие пару недель она может вырасти. "С середины мая у нас растет спрос на телевизоры с большой диагональю, этот всплеск мы связываем с чемпионатом мира по футболу, а также с нашими акциями, приуроченными к этому событию", — говорит Юрий Бадер-Баер, представитель компании "Эльдорадо". Ретейлер наблюдает пятикратный рост спроса на акционные телевизоры.

Средняя стоимость телевизора в "Эльдорадо" сейчас составляет 24 тыс. рублей, самая популярная диагональ — 40-43 дюйма, но в преддверии мундиаля виден рост спроса на большие телевизоры — 55 и 65 дюймов.

Законно или нет

"Бренд-менеджеры даже футбольный мячик боятся использовать". Удастся ли FIFA победить контрафакт накануне ЧМ-2018

"Бренд-менеджеры даже футбольный мячик боятся использовать". Удастся ли FIFA победить контрафакт накануне ЧМ-2018

41306
Марина Васильева, Алина Шорохова

Трансляция матчей чемпионата в любом публичном месте — ресторане, баре, клинике, спортзале — должна соответствовать требованиям российского законодательства, а также регламенту FIFA в отношении публичного показа мероприятий чемпионата. Хорошая новость: большинству ресторанов лицензия FIFA не понадобится.

В соответствии с регламентом FIFA по проведению публичных показов, ресторан или бар может транслировать матчи без отчислений в FIFA, если он не взимает плату за вход или просмотр телевизора. Однако к такому показу у FIFA есть ряд требований, например запрет на запись, обязанность начинать трансляцию за 20 минут до старта матча и завершать не раньше чем через 10 минут после его окончания и др. Кроме того, регламент FIFA ограничивает величину аудитории в 5 тыс. человек.

Требования FIFA к некоммерческому публичному показу:

• показ в прямом эфире, без задержек и повторных воспроизведений;

• показ в полном объеме, без каких-либо модификаций;

• показ без скрытия и замены рекламных элементов спонсоров трансляций или рекламного времени;

• начинать показ матчей открытия и закрытия за 20 минут до начала матча и закончить спустя не менее 10 минут после завершения, в отношении иных матчей — начать за 10 минут до начала и завершить спустя 10 минут после окончания;

• не использовать публичный показ в политическом контексте (запрет на связь показа с каким-либо кандидатом или политической партией);

• показ только от официально назначенного FIFA вещателя (в России это Первый канал, ВГТРК и "Матч ТВ");

• не использовать символику чемпионата и FIFA (кроме "Кубок мира по футболу FIFA 2018" в названии мероприятия).

Источник: регламент FIFA по проведению публичных показов

Если количественный показатель аудитории превышает 5 тыс. человек, то речь будет идти о специальном некоммерческом использовании, которое требует лицензии FIFA, тем не менее такая лицензия будет бесплатной, объясняет партнер Claims Анастасия Кузнецова.

Платная лицензия FIFA нужна только для коммерческого показа, то есть такого показа, когда со зрителей прямо или косвенно взимается плата за непосредственно сам показ. Стоимость такой лицензии рассчитывается в зависимости от количества зрительских мест на площадке показа и составляет от $1 тыс. (если зрителей меньше 10 тыс. человек) до $14 тыс. (от 10 тыс. человек).

Купить права на трансляцию

Как правило, рестораны покупают пакет каналов у операторов цифрового телевидения, решая таким образом и проблему законности трансляции. Операторы цифрового телевидения уже отчитались о росте продаж. Стоимость подписки на такое телевидение составляет 1-2 тыс. рублей за один экран.

"Рост спроса на корпоративные подключения был еще в 2017 году, в преддверии Кубка конфедераций", — рассказывает Елена Емельянова, директор департамента продаж бизнес-рынка "НТВ-Плюс". В "Триколор ТВ" сообщают, что динамика только усиливается: "В преддверии ЧМ-2018 особенно яркий рост спроса на услуги цифрового телевидения мы видим в B2B-сегменте. Там за май число новых клиентов выросло в 2,5 раза, а в июне ожидаем еще больший рост". Это больше традиционного сезонного всплеска, подчеркивают в компании.

Наиболее популярные способы рестораторов снизить затраты на трансляцию находятся вне правового поля. "С точки зрения оператора платного телевидения пиратская трансляция в зоне публичного просмотра — это показ телеканалов при наличии договора на физическое лицо (физлицам разрешена трансляция только внутри жилого помещения). Или ситуация, при которой бар или ресторан, заключив договор на один экран, по собственной инициативе будет транслировать "картинку" на нескольких экранах", — рассказывает Елена Емельянова.

Штрафы и компенсации

Цена ошибки в этом случае может оказаться ощутима для небольшого ресторана и составляет до 5 млн рублей. "Коммерческая трансляция в отдельных случаях может расцениваться как нарушение смежных прав, — объясняет Анастасия Кузнецова, — контролировать такие нарушения может как сам правообладатель, так и уполномоченные им лица либо органы внутренних дел". Размер компенсации за нарушение смежных прав составляет, по данным Claims, от 10 тыс. до 5 млн рублей. Административный штраф для физических лиц составляет от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей, для юрлиц — от 30 тыс. до 40 тыс. рублей. При определении размера штрафа может учитываться количество экранов, матчей и посетителей.

Впрочем, проблема нелегального показа в общественных местах постепенно решается, констатируют в "НТВ-Плюс". Причем в большинстве случаев в досудебном порядке. "Мы готовы идти навстречу корпоративным клиентам, создавая взаимовыгодные условия для перехода от серых схем к легальному сотрудничеству", — говорит Елена Емельянова.

Новости партнеров
Реклама