Генеральный директор завода Nissan в Петербурге Игорь Бойцов рассказал "ДП", как предприятие пережило внезапное отключение электроэнергии на несколько часов, как завод будет работать во время летнего коллективного отпуска, а также о текущем состоянии рынка автомобилестроения в России и экспорте автокомпонентов Nissan в страны Европы.
Как вы можете оценить современное состояние рынка автомобилестроения в России?
— Ситуация на рынке после кризиса 2013 года стала выравниваться начиная с прошлого года.
В целом все пока еще не так радужно. Вспомним прогнозы развития отрасли в России, которые делались еще около 10 лет назад: тогда планировалось, что к 2020 году объем рынка составит более 3 млн автомобилей. Сейчас уже таких прогнозов нет: мы надеемся достичь 2,43 млн (включая легковые автомобили и легкий коммерческий транспорт) только к 2025 году. А в 2012–2013 годах объем рынка был 2,8 млн. Основной фактор, сдерживающий рост, — это общеэкономическая ситуация, что же, как не она, определяет спрос на автомобили в стране?
На фоне общего роста рынка какие показатели демонстрирует завод Nissan в Петербурге?
— В 2017 году рынок в России вырос на 16%. Если говорить о показателях нашего завода, то мы выросли значительно больше, чем рынок, — на 26%.
Мы будем стараться следовать за рынком: если люди будут покупать, мы должны будем больше производить. К счастью, у нас есть покупатели, есть мощности, которые мы пока еще не используем на 100%. Наши мощности официально — 100 тыс. автомобилей в год, а в прошлом календарном году мы произвели 45 847 автомобилей. Прогнозируется, что по итогам этого года рынок будет между 1,7 млн и 1,8 млн машин. Если будет стабильный рост около 10% — замечательно.
В сентябре 2016 года петербургский завод Nissan начал экспортировать в Европу некоторые автокомпоненты. Сколько деталей вы отправили за границу в 2017 году?
— За 2017 год мы экспортировали 14 тыс. бамперов собственного производства для рынка послепродажного обслуживания авто. Это задние и передние бамперы для Qashqai и X–Trail — они доставляются в Амстердам на централизованный склад запчастей, откуда потом распределяются европейским дилерам.
Мы также поставляем компоненты для сборки Nissan в Европу. В частности, 1,1 млн шумопоглощающих матов было экспортировано на английский завод. В этом отношении Nissan в Петербурге наиболее конкурентоспособен даже среди других заводов. Между заводами компании существует конкуренция. Для того чтобы определить, кто и куда будет поставлять компоненты, проводится огромное количество тестов, оценивается конкурентоспособность в смысле цены–качества, логистики. Завод создает бизнес–кейс, он оценивается, и компания принимает решение, кому лучше стать поставщиком.
А кроме автокомпонентов мы также экспортируем и автомобили. В основном поставки идут в страны Таможенного союза — Казахстан и Белоруссию, а также в Азербайджан.
Местоположение Петербурга повышает конкурентоспособность завода с точки зрения логистики?
— Да, безусловно. Мы можем использовать морской транспорт, и во многих случаях это намного выгоднее, чем доставка по суше. Почти 79% автокомпонентов доставляется на завод в Петербурге морем.
16 мая завод на несколько часов прекратил работу из–за отключения электричества. Как вы пережили это событие, что планируете делать, чтобы не было подобных отключений?
Мы предложили комитету по энергетике и инженерному обеспечению и комитету по промышленной политике и инновациям Петербурга организовать совещание для выяснения обстоятельств произошедшего. Также мы обратились в АО "ПСК" с просьбой организовать встречу и понять, что нужно сделать, чтобы такие ситуации не повторялись. Сейчас мы будем думать, что нужно сделать, чтобы поломки случались реже, чтобы перезапуск занимал меньше времени, чем в этот раз. Мы без света остались на несколько часов. Кстати, когда я разговаривал со своими европейскими коллегами по этому поводу, они даже стали улыбаться и сказали: "А у нас каждую неделю происходит отключение электричества".
За много лет это была первая длительная остановка, но мы все равно недовольны этим моментом. Мы теряем огромное количество денег из–за остановки производства. Хорошо, что это случилось днем и не привело к аварийным ситуациям.
Nissan остановит работу завода в период с 23 июля по 12 августа. Кто останется на предприятии во время этого коллективного отпуска?
— Во время каникул на заводе остаются инженерные службы, которые используют перерыв для тестов и плановых проверок. У нас не старый завод, оборудование новое — часть вводилась в строй в 2014–2015 годах. Какое–то вводилось даже позже. Есть, например, совсем новое оборудование по литью пластиковых деталей.
Время капитальных ремонтов и замен наступает через 10–15 лет после запуска оборудования. Крупная замена связана, как правило, с внедрением новых моделей. Если мы говорим об основных производственных линиях — покраске, сварке, штамповке, — то это оборудование, которое работает годами до смены технологии, а технологии меняются не так часто.
Вы пришли на завод Nissan в Петербурге относительно недавно. При этом у вас огромный опыт работы на автопредприятиях. Что вы можете сказать о заводе Nissan в Петербурге?
— Да, у меня большой опыт работы, поэтому удивить меня чем–то сложно, не так много нового я вижу на производстве. На нашем заводе хочется выделить сплоченный молодой коллектив. Средний возраст на производстве — 33 года. В прошлом году мы наняли новых 450 человек, так как запустили вторую смену. Мы вернули около 30 человек, которые покинули нас во время кризиса.
Сейчас на заводе работает около 2 тыс. сотрудников, еще около 300 — в Москве, где находится наш офис маркетинга и продаж. Сейчас у нас нет крупных наборов, наверное, они будут связаны только с запуском третьей смены, необходимость в которой, я надеюсь, появится.
При этом я уверен, что у нас не будет проблем с набором кадров. Когда нам понадобятся новые люди в Петербурге — мы их без труда найдем.