Как построить самолет в воздухе. Сверхзадачи для Семака и Черчесова

Австрия. Инсбрук. Главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов во время тренировки накануне товарищеского матча против сборной Австрии на стадионе "Тиволи Нойт".
Автор фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Австрия. Инсбрук. Главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов во время тренировки накануне товарищеского матча против сборной Австрии на стадионе "Тиволи Нойт".
Автор фото: Антон Новодережкин/ТАСС

 

Два тренера сейчас в центре внимания. Они оба должны решить сложную задачу: построение команды в ситуации острого кризиса. До начала чемпионата мира по футболу осталось 2 недели, а главный тренер сборной России Станислав Черчесов еще не решил, по какой тактической схеме будет играть его команда. В среду в контрольном матче против Австрии (наша команда проиграла 0:1) игроки сборной России ни разу не попали в створ ворот.
А новый главный тренер "Зенита" Сергей Семак получил в свое распоряжение прекрасную команду, но пребывающую в разобранном состоянии, зато с тремя полноценными составами амбициозных игроков с высокой зарплатой и сложными характерами. И результат нужен сразу, потому что лимит на эксперимент уже вычерпан фактом назначения еще не очень опытного тренера во главу самого богатого клуба страны. Рубить придется сразу. Треть игроков будет продана или отправлена в аренду. УЕФА в рамках правила финансового фейр–плей рассматривает возможность ограничить число футболистов, находящихся на контракте в клубе, и серьезно изменить (а есть идея и вовсе отменить) правила аренды.
Оба тренера должны решить невероятно сложную задачу: "построить самолет в воздухе", как образно выразился о подобных ситуациях бизнес–тренер Майк Карсон. Самолет уже взлетел, нет возможности взять паузу: надо чинить и латать дыры, сбрасывать балласт, чинить систему навигации, одновременно не теряя управления. Кроме того, надо постоянно решать проблемы коммуникации — как с пассажирами в салоне, так и обеспечивая комфорт летящим в бизнес–классе. При этом нельзя увлекаться только решениями сиюминутных проблем, ведь задача тренера — не только победа в ближайшем матче, но и создание задела на будущее. Так и Черчесову, и Семаку придется думать о долгосрочных потребностях, — чтобы построить самолет, который продолжал бы летать и дальше.
Проблемы, которые решают тренеры команд, находящихся в кризисном состоянии, похожи, но методы решения разные. Черчесов и Семак — антиподы и по созданию атмосферы в коллективе, и по подходу к игре, и в управлении. Можно вспомнить двух великих тренеров хоккейной сборной СССР — Аркадия Чернышева и Анатолия Тарасова. Вот уж они были антиподами и по темпераменту, и по стилю. Лучшей иллюстрацией разницы между ними может служить такой пример. Представьте, что в принципиальном матче минуты за три до конца при счете 2:1 в нашу пользу на скамейку штрафников отправляется защитник соперников. Выпуская очередную пятерку на лед, Чернышев сказал бы: "Играть спокойно. Будет шанс забить — забивайте. Но не увлекайтесь…" А Тарасов яростно крикнул бы: "Укатать их! Забить! Забить еще одну!"
Кто прав? В случае победы — оба. Вежливый и тактичный Семак, который не терпит матерных слов и не повышает голос. Скромный и ответственный. Но хватит ли ему авторитета, чтобы справиться со звездными игроками? Найдет ли он помощников среди футболистов команды? И грубоватый Черчесов, требовательный и карающий за любые нарушения распорядка — от оставленной вне раздевалки футболки до опоздания в автобус. Есть устойчивое мнение, что с нашими футболистами можно только так. И философия у них разная. Черчесов доверяет чутью и интуиции больше, чем сухому анализу. Он не любит пересматривать игры, разбирать, когда правильно отдали пас, а когда — нет. Он никогда не просматривает игры будущих соперников. "Я соперника должен чувствовать, а не смотреть. Если не почувствую, не понюхаю — не поможет", — вот его принцип. Эти взгляды кажутся слегка устаревшими, поэтому неудивительно, что пока успехов у сборной нет.
А Семак уже доказал, что он хороший тренер. Он вывел небогатую "Уфу" в еврокубки, опередив более богатые и по финансам, и по подбору игроков "Рубин", "Ахмат", "Динамо". Теперь он получил в управление сверхсовременный самолет. Он уже поднимается в воздух, и решать придется задачи посложнее.