Килограмм России. Арт–критик Станислав Савицкий — об открытии выставки "Шукшин. Палитра героя" в Петербурге

Автор фото: Леонид Тишков

 

Кто бы мог подумать, что в Санкт–Петербурге откроется Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)? Уже четверть века сеть ГЦСИ существует по всей стране. В Москве, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде это неотъемлемая часть художественной жизни. Наш был организован давным–давно и прославился тем, что за все эти годы никак себя не проявил. Даже собственной выставочной площадки у него не было. Абсурд состоит в том, что помещение наш ГЦСИ получил при министре культуре Владимире Мединском, не замеченном в симпатиях к современному искусству. При нем ГЦСИ перевели в подчинение Росизо, продемонстрировав, что государству от этого самого contemporary art ни тепло ни холодно. "Все на свете должно происходить медленно и неправильно", как писал в поэме "Москва — Петушки" Венедикт Ерофеев. Так и происходит.
Открылся наш ГЦСИ, как теперь водится, мегапроектом. Росизо в духе времени не разменивается по пустякам и дает бюджетные деньги под громкие идеи и знаменитые имена. Так их точно потратят на разумное, доброе, вечное, а не спустят на красоту, как водится. В Петербург привезли часть большого проекта "Немосква" — попытки переместить центр художественной жизни из столицы, где аккумулируются практически все деньги и возможности, в регионы. Там–то, в глубинке, и таится настоящая российская художественная жизнь, хотя мы о ней почти ничего не знаем. Совсем немосковская выставка "Шукшин. Палитра героя" вселяет надежду, что скоро имена интересных художников, работающих на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Краснодарском крае, прозвучат на всю страну.
"Палитра героя" — отчет о поездке художников на Алтай, в село Сростки, откуда родом был Василий Шукшин. Это искусство, вдохновленное жизнью сибирской деревни, о которой в Москве и Петербурге слыхом не слыхивали. Художники изо всех сил попытались в кратчайшие сроки приобщиться к народной правде. Должен же быть от contemporary art какой–то прок россиянам? Выставка вышла трогательная и забавная: инсталляции, видео, световые объекты, фотографии, ассамбляжи под завязку начинены деревенской фактурой и алтайской экзотикой. Сколько Алтая можно было взять в багаж в самолет, столько и привезли.