Бизнесу запретят использовать в названиях компаний слова "Санкт-Петербург"

На въезде в Санкт-Петербург на пересечении Приморского шоссе и кольцевой автодороги.
Автор фото: Михаил Тихонов
На въезде в Санкт-Петербург на пересечении Приморского шоссе и кольцевой автодороги.
Автор фото: Михаил Тихонов

Депутаты намерены запретить бизнесу использовать для названия компаний слова "Санкт-Петербург" без своего разрешения.  

Городской парламент принял в первом чтении законопроект "О порядке использования в наименованиях юридических лиц официального наименования Санкт-Петербург". Его разработали депутаты Анастасия Мельникова и Денис Четырбок (оба из "Единой России"). Их инициатива вводит запрет для юридических лиц на использование название города и производных от него в своих названиях без официального разрешения городского правительства и предварительной рекомендации Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Как пояснил Денис Четырбок, Гражданский кодекс позволяет устанавливать такие ограничения.
"Мы являемся свидетелями большого количества афер, которые проводились фирмами под наименованием "Санкт-Петербург". У большинства людей есть особое доверие к организациям, которые используют название нашего города, они рассчитывают, что услуги и товары будут качественными. Но это не всегда так", — настаивает автор проекта.
По данным налоговой, в Петербурге 16,5 тыс. юрлиц, которые используют название города. В Ленобласти таких организаций более двухсот, в Москве — несколько десятков.
Первоначальный вариант закона касался только новых компаний и не имел обратной силы. Но депутаты пообещали ужесточить требования поправками ко второму чтению закона.

Риски для бизнеса

Депутат Алексей Макаров (фракция "Единая Россия") заявил, что нужно установить переходные положения и установить срок, чтобы те фирмы, кто уже имеют в своем названии "Санкт-Петербург", смогли подтвердить свой статус. То есть получить одобрение депутатов и чиновников на право назваться "Санкт-Петербургом". Для недобросовестных компаний он предложил проработать механизм лишения статусного названия.
Александр Егоров из "Справедливой России" отметил, что в законе нет критериев одобрения заявки, поэтому есть риск, что интересы одних компаний будут ущемлять в угоду другим.
Глава фракции "Справедливая Россия" Алексей Ковалев прогнозирует, что закон породит новый бизнес. Многие из давно существующих компаний попытаются выгодно перепродать свои юрлица новым собственникам. Денис Четырбок заявил, что эту лазейку будет можно прикрыть во втором чтении и обязать компании заново получать разрешения на название при смене учредителей.  
Максим Резник из Партии роста рассчитывает, что решения о согласовании заявок от бизнеса будут публичными, и рад любому расширению полномочий Законодательного собрания.
Михаил Амосов из "Яблока" предположил, что сложности могут возникнуть не только у бизнеса, но и петербургских отделений политических партий, многие из которых имеют отдельные юрлица с названием города. Авторы проекта заверили его, что таких проблем не возникнет, поскольку их деятельность регулируется другим законом — ФЗ "О политических партиях".
В итоге за принятие закона проголосовал 41 депутат, и только четверо было против.

Исключений почти не будет

Стоит отметить, что этот закон проходил оценку регулирующего воздействия. Из документов, размещенных на сайте парламента, следует, что все 10 отзывов были положительными. В том числе его поддержала Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, Санкт-Петербургский союз предпринимателей и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов.
Руководитель службы внешних коммуникаций ПАО "Банк "Санкт-Петербург" Анна Бархатова заявила "ДП", что они воздержатся от комментариев до принятия закона в итоговом, третьем чтении. Руководители менее крупных компаний были более откровенны.  
"Это полный бред. Думаю, что эти разрешения никто не получит. Все делается для того, чтобы монополизировать этот бренд. Если и будут исключения, то только для друзей и бизнес-партнеров депутатов", — возмущается Игорь Савин, генеральный директор ООО "Санкт-Петербург" (по данным СПАРК, компания была зарегистрирована в 1998 году, основной вид деятельности — оптовая торговля бытовыми электротоварами).