12:2723 мая 201812:27
336просмотров
12:2723 мая 2018
Сейчас мы наблюдаем общемировую тенденцию к продвижению собственных торговых марок (СТМ) крупными ретейлерами. Например, 40% продукции западных компаний приходится на private label, так называемые частные марки. Многие российские ретейлеры также начали развиваться в этом направлении в 2014 году, когда серьезно снизилась покупательная способность и ключевым преимуществом товара стала его низкая цена. Например, сеть гипермаркетов "Леруа Мерлен" считает продвижение СТМ своим основным стратегическим направлением. Можно сказать, рынок розницы практически консолидирован, а у малого и среднего бизнеса есть возможность представлять для сетей определенный интерес, развивая производство и поставки СТМ. Думаю, это могло бы пойти на пользу как крупной рознице, так и малому бизнесу и, разумеется, в конечном счете — потребителю, поскольку зачастую продукция, которая была изготовлена в России, стоит почти на 20% дешевле.
И если в России работают производители FMCG (товаров повседневного спроса) или косметики, то производителей СТМ в сегменте DIY практически нет — это маленький и сложный рынок, который начал развиваться в России несколько лет назад. Например, свое производство электроинструментов под чужими торговыми марками мы запустили в 2014 году в Китае, но с конца прошлого года перенесли его часть в Россию. Дело в том, что экономически выгоднее разместить его в России полностью, но здесь не сформирована необходимая инфраструктура. Например, для сравнения можно взять Китай, где производство кластерное, то есть один завод производит электромоторы и вокруг него формируются малые предприятия, которые покупают эти электромоторы, а сами производят разную мелочь и осуществляют сборку. Одновременно с этим международный опыт показывает, что производство полного цикла абсолютно невыгодно. Или еще один простой пример — 90% всех молний для одежды производят три китайских завода, но их продукцию покупает весь мир. Проще говоря, в России нет развитой инфраструктуры, и пока что локализация ограничивается сборкой либо каким–то несложным производством.
Одна из перспективных инициатив нашей компании — создание в Петербурге технокластера с шерингом оборудования. Грубо говоря, это технопарк со станками, которые смогут закрыть полный цикл любого производства. Сейчас эта история очень популярна и фигурирует практически во всех сферах. И не нужно далеко ходить за примерами: мы делимся нашими машинами — это Uber, мы делимся нашими квартирами — это Airbnb, и так далее. Поэтому любой предприниматель с хорошей идеей смог бы прийти в технокластер и арендовать необходимое оборудование. Ни один средний и малый предприниматель в одиночку большое производство не потянет, и ему было бы удобнее пользоваться чьими–то ресурсами, особенно оборудованием. Тогда можно было бы не привозить СТМ из Китая, но осуществлять полный цикл производства в России. К этой цели наша компания будет продолжать стремиться в ближайшие годы.